Военно-воздушные силы Российской Федерации

Вое́нно-возду́шные си́лы — род сил в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации (до 1 августа 2015 года являлись отдельным видом Вооружённых Сил Российской Федерации).

С 1998 года являлись новым видом ВС России, сформированным в результате объединения Военно-воздушных сил ( ВВС ) и Войск противовоздушной обороны (ПВО).

Предназначены для решения следующих задач: отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, группировок войск (сил); поражения войск (сил) и объектов противника с применением обычных, высокоточных и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск (сил) других видов Вооруженных Сил и родов войск.

ВВС включают в себя: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами сил ВВС , а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБЗ, топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации.

Структура авиации ВВС подразделяется на дальнюю (ДА) , военно-транспортную (ВТА) , оперативно-тактическую и армейскую авиацию (АА) , которые, в свою очередь, могут иметь в своём составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

Основу боевого состава ВВС составляют авиационные базы и бригады войск воздушно-космической обороны.

В 2015 году Военно-воздушные силы были объединены с войсками воздушно-космической обороны и составили новый вид вооружённых сил — Воздушно-космические силы, который в соответствии с указом президента России с 1 августа приступил к выполнению поставленных задач.

4 мая 2009 года Центральный банк России выпустил три серебряные памятные монеты достоинством 1 рубль, посвящённые военно-воздушным силам России.

Военно-воздушные силы
ВВС
Flag of the Air Force of the Russian Federation.svg
Флаг
Medium Emblem of Air Force of the Russian Federation.svg
Средняя эмблема
Годы существования

12 августа 1912- настоящее время

Страна

Flag of Russia.svg

Россия

Подчинение

Medium emblem of the Ministry of Defence of the Russian Federation (21.07.2003-present).svg Министерство обороны Российской Федерации

Входит в

Medium emblem of the Armed Forces of the Russian Federation (27.01.1997-present).svg

Воздушно-космические силы

Функция

Господство в воздухе, воздушная разведка, поддержка наземных войск

Численность

148,000 человек л/с

Дислокация

Coat of Arms of Moscow.svg

Москва

Девиз

Быстрее, выше, сильнее.

Марш

Авиамарш

Участие в

Первая балканская война
Первая мировая война
Гражданская война в Испании
Бои на Халхин-Голе
Советско-финская война
Вторая мировая война
Корейская война
Война во Вьетнаме
Война на истощение
Война в Афганистане
Гражданская война в Таджикистане
Первая Чеченская война
Вторжение боевиков в Дагестан
Вторая Чеченская война
Пятидневная война
Боевые действия на Северном Кавказе
Крымский кризис
Военная операция России в Сирии

Знаки отличия

Roundel of Russia.svg

Командиры
Действующий командир

генерал-лейтенант Андрей Юдин (с 2015)

Сайт

structure.mil.ru/structure/forces/air.htm

История

Российский Императорский военно-воздушный флот

Опознавательный знакРоссийского Императорского военно-воздушного флота
Таран Петра Нестерова

Импера́торский вое́нно-возду́шный флот военно-воздушные силы Российской империи, существовавшие с 1910 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский ВВФ быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации. Императорский ВВФ делился на авиационные отряды по 6-10 самолётов. Они использовались в русской армии (армейская авиация) и флоте (морская авиация).

В 1904 году Н. Е, Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кучино под Москвой. В 1910 году правительство закупило в вооружённые силы первые французские самолёты и начала подготовку пилотов.

12 августа 1912 года приказом по военному ведомству вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы специально созданному органу — Воздухоплавательной части Генерального штаба, которую возглавил генерал-майор М. И. Шишкевич. Эта дата считается днём образования военной авиации России.

В 1913 году И. И. Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан « Русский витязь » и свой знаменитый бомбардировщик « Илья Муромец ». В 1914 году русские авиаторы совершили первые арктические полёты в поисках пропавшей экспедиции Седова. На момент начала Первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире -263 самолёта. Сначала самолёты использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.

Легендарный пилот Пётр Нестеров в 1913 году выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воздушный таран.

Императорский ВВФ был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. Большинство первых русских пилотов погибли в Первую мировую и гражданскую войны или эмигрировали.

Военно-воздушные силы СССР

Опознавательный знак авиации ВВС СССР

Советские военно-воздушные силы Вооружённых Сил СССР были основаны в 1918 году как Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Грандиозная индустриализация СССР позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Императорской России. К концу 1930-х годов было налажено массовое производство истребителей КБ Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщиков КБ Туполева ТБ-1 и ТБ-3.

ВВС РККА получили большое развитие в середине 1930-х годов. Общее количество самолётов за период с 1929 по 1937 годы увеличилось с 1285 до 8139 (в том числе тяжёлых и средних бомбардировщиков с 48 до 2443, истребителей с 232 до 2255). К концу 1930-х СССР имел около 800 цельнометаллических четырёхмоторных бомбардировщиков ТБ-3, каждый из которых мог доставить 2000 кг бомб на расстояние 1100 км.

В середине 1930-х годов резко возросло количество учебных заведений ВВС , повысилось качество обучения, которое предусматривало для пилотов не менее 50 часов налёта. В 1937 году в СССР существовало уже 18 лётных и 6 технических заведений, в которых училось около 23 тысяч курсантов. Курсанты заканчивали сначала аэроклубы (где получали первичный опыт пилотирования), затем лётную школу (военное училище), после чего их направляли в строевую часть, или в Гражданский Воздушный Флот, или в Осоавиахим, или в запас. В 1937 году лётные училища СССР располагали 3007 самолётами.

Первым серьёзным испытанием ВВС РККА стала гражданская война в Испании в 1936-1939, где отечественные самолёты противостояли (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту Bf.109.

Великая Отечественная война

В 1939 году авиация принимала участие в советско-финской войне. Провела более 100 000 самолёто-вылетов. В среднем, один самолёт терялся на 166 боевых самолёто-вылетов, что значительно лучше, учитывая слабость финских ВВС , чем потери советских ВВС в 1944-1945, не говоря уже о 1941-1942. За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолётов различных типов. Из них 38 % было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 14 % пропали без вести, 29 % потеряно в результате аварий и катастроф и 19 % получили повреждения, которые не позволили вернуть самолёты в строй.

За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 года ВВС получили от промышленности 17 745 боевых самолётов, из них 706 самолётов новых типов: истребителей МиГ-3-407, Як-1-142, ЛаГГ-3-29, Пе-2-128. К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность выпускала 50 боевых самолётов в сутки. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941 года, уровень производства достиг 100 боевых самолётов в сутки.

За годы войны было подготовлено 44 093 летчика. Погибло в боях 27 600: 11 874 лётчика-истребителя, 7 837 лётчиков-штурмовиков, 6 613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 лётчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации.

Холодная война

После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьёзно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. В 1947-1950 годах началось серийное производство и массовое поступление в Вооружённые Силы СССР реактивной авиации. С 1952 года Войска ПВО страны оснащались зенитной ракетной техникой. Ежегодно на вооружение в ВС СССР поступало 400-600 самолётов. (Из ответов Главнокомандующего ВВС России генерал-полковника А. Зелина на пресс-конференции на « МАКС-2009 » 20 августа 2009 года). К концу 1980-х годов в распоряжении советских ВВС было до 10 тысяч самолётов. Организационно состояли из родов авиации: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, связи и санитарной. Вместе с тем ВВС делились на виды авиации: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в своём составе специальные войска (спецназ), части и учреждений тыла.

В ВВС в 1960-1980-х годах основными были:

  • Фронтовая авиация (ФА) — истребители-перехватчики и штурмовики, обеспечивавшие превосходство в воздухе в приграничных зонах и перехват авиации НАТО;
  • Дальняя авиация (ДА) — стратегические бомбардировщики;
  • Военно-транспортная авиация (ВТА) — для переброски войск.

Войска противовоздушной обороны СССР являлись отдельным видом Вооружённых сил, не входившими в состав ВВС , но имели свои авиационные подразделения (в основном истребительные).

В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Но экономический кризис и распад Советского Союза не позволил довести их до конца, финансирование новых разработок прекратилось.

Начался раздел ВВС между бывшими союзными государствами и независимыми республиками СНГ.

ВВС России

Флаг ВВС России
Опознавательный знак авиации ВВС России
Нарукавный знак ВВС России.

После распада СССР в декабре 1991 ВВС СССР были разделены между Россией и другими бывшими советскими республиками. В результате этого раздела Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС , став единственным на постсоветском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы в сотрудничестве с США . 8 таких самолётов были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ .

В 1994-1996 и 1999-2002 годах ВВС принимали активное участие в чеченских кампаниях. Их деятельность осложнялась спецификой местного климата и рельефа.

Современное положение

Процесс деградации российских ВВС (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, малое количество полётов по причине недостаточного финансирования) активно шёл в 1990-е годы и приостановился в начале 2000-х годов. С 2009 года начат капитальный ремонт и крупная модернизация всего парка ВВС РФ.

В январе 2008 года главнокомандующий ВВС А. Н. Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России критическим В 2009 году закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям закупок авиации советских времен. Проходят испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА, 29 января 2010 года состоялся его первый полёт. Поступление в войска истребителей 5-го поколения планируется в 2020 году.

С 1 декабря 2014 года управление, координацию и контроль полетов и перелетов авиации Вооруженных Сил РФ осуществляет Национальный центр управления обороной Российской Федерации.

Учения

Совместное антитеррористическое учение с США

Военно-воздушные силы России и США планировали провести в 2008 году совместные антитеррористические учения на Дальнем Востоке. По сценарию учений, террористы захватывают самолёт в аэропорту. С российской стороны планировалось участие четырёх истребителей, одного самолёта дальнего радиолокационного обнаружения и поисковых спасательных служб, с американской — гражданского лайнера, истребителей и самолёта дальнего радиолокационного обнаружения. 20 августа появилось сообщение о том, что запланированные на 28-30 августа учения отменены (вероятно, из-за обострения отношений России и НАТО).

Учения войск ПВО

Тактические учения со стрельбами зенитных ракетных полков проводятся на военном полигоне Ашулук. В сентябре 2008 года на полигоне прошли учения 606-го гвардейского зенитного ракетного полка, на вооружении которого состоят зенитные ракетные системы С-400.

В сентябре 2008 года прошли плановые стрельбы истребительного авиаполка на самолётах Су-27. Полк Дальневосточного объединения ВВС и ПВО в составе более двадцати самолётов совершил перелёт на полигон Ашулук, где провёл стрельбы из всей номенклатуры вооружения.

Реформа ВВС года

ВВС России в ходе происходящего с 2008 г. процесса реформирования Вооружённых сил РФ подверглись глубоким и масштабным преобразованиям. Наиболее значимым этапом начатого осенью г. перехода ВВС РФ к новому облику явилась коренная реформа их структуры. Подобная реформа проводилась в ВВС СССР в 1978-1986 годах: авиация и ПВО были переподчинены округам, были созданы главные командования четырёх направлений: Западное ( Польша ), Юго-Западное (Молдавия), Южное (Закавказье) и Восточное (Дальний Восток). Затраты на реформу составили около 15 млрд руб. В 1986 году новая структура была признана несостоятельной и подверглась обратной реорганизации.

В 2009 году начат переход ВВС России к новой организационной структуре: ныне ВВС будут состоять из оперативных командований, авиабаз и бригад воздушно-космической обороны (зенитно-ракетных и противоракетных). Четыре командования (бывшие армии ВВС и ПВО) будут дислоцированы в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске и Ростове-на-Дону, кроме этого сохранится командование дальней авиации (бывшая 37-я воздушная армия) и командование военно-транспортной авиации (бывшая 61-я воздушная армия), а также оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны (бывшее командование специального назначения ВВС , включающее противоракетную оборону). Будет проведена модернизация 8 самых крупных аэродромов ВВС России, так же командование ВВС вернётся к системе базирования -1 аэродром 1 авиаполк.

Четыре командования созданы по территориальному принципу, заменяя шесть бывших армий ВВС и ПВО, подчинявшихся шести соответствующим военным округам. Хотя в целом система соответствия военным округам остаётся, однако в ряде случае производится объединение сил бывших армий ВВС и ПВО либо частичное перераспределение зон ответственности.

1-е Ленинградское Краснознамённое командование ВВС и ПВО создано на основе 6-й Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО (Ленинградский военный округ ). Кроме того, в зону ответственности командования перешла часть западной территории Московского военного округа и вся ударная авиация бывшей 16-й воздушной армии.

2-е командование ВВС и ПВО создано на основе 14-й армии ВВС и ПВО (Сибирский военный округ ).

3-е Краснознамённое командование ВВС и ПВО создано на основе 11-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО (Дальневосточный военный округ , включающий территорию бывшего Забайкальского военного округа).

4-е командование ВВС и ПВО создано на основе двух армий ВВС и ПВО -4-й (Северо-Кавказский военный округ ) и 5-й (Приволжско-Уральский военный округ ), распространяя тем самым свою ответственность на громадную территорию трёх бывших советских военных округов.

В 2010 г. эти четыре командования ВВС и ПВО вошли в состав четырёх соответствующих созданных новых военных округов (объединённых стратегических командований):

1-е Ленинградское Краснознамённое командование ВВС и ПВО — в состав Западного военного округа,

2-е командование ВВС и ПВО — в состав Центрального военного округа,

3-е Краснознамённое командование ВВС и ПВО — в состав Восточного военного округа,

4-е командование ВВС и ПВО — в состав Южного военного округа.

Командование

Командующим ВВС России с 1 августа 2015 года является генерал-лейтенант Андрей Юдин.

Структура

Средняя эмблема ВВС России
Штандарт главнокомандующего ВВС России
Нарукавный знак Главного командования ВВС России с 2005 г

Приблизительная структура ВВС РФ по состоянию на октябрь 2015 года:

4-я Краснознамённая армия ВВС и ПВО

  • 4-я бригада воздушно-космической обороны (г. Долгопрудный, Московская область)
  • 51-я дивизия ПВО (г. Ростов-на-Дону, г. Новороссийск, Новомихайловский);
  • 31-я дивизия ПВО (г. Севастополь);
  • 1-я гвардейская смешанная авиационная Сталинградская Свирская Краснознамённая дивизия (Краснодарский край, г. Крымск);
  • 27-я смешанная авиационная дивизия (г. Севастополь);
  • 55-й отдельный вертолётный полк (Краснодарский край, г. Кореновск);
  • 16-я бригада армейской авиации (г. Ростов-на-Дону);
  • 487-й отдельный вертолётный полк (Ставропольский край, г. Будённовск);
  • части обеспечения.

6-я Ленинградская Краснознамённая армия ВВС и ПВО

  • 2-я Краснознамённая дивизия ПВО (Санкт-Петербург, Красносельский р-н, пос. Хвойный);
  • 32-я дивизия ПВО (Ржев);
  • 105-я гвардейская смешанная авиационная Борисовская Померанская дважды Краснознамённая, ордена Суворова дивиизия ;
  • 378-я авиационная база армейской авиации;
  • вертолётный полк, бывшая 549-я авиационная база армейской авиации;
  • 15-я бригада армейской авиации;
  • 1080-я смешанная авиационная база;
  • части обеспечения и связи.

11-я Краснознамённая армия ВВС и ПВО

  • 25-я дивизия ПВО (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Лиан, Биробиджан);
  • 26-я Мукденская дивизия ПВО (Чита);
  • 93-я дивизия ПВО (Владивосток, Находка);
  • 303-я смешанная авиационная Смоленская Краснознамённая, ордена Суворова дивизия (Хурба);
  • 120-й смешанный авиационный полк (Домна);
  • 575-я авиационная база армейской авиации (Черниговка);
  • 573-я авиационная база армейской авиации (Хабаровск);
  • 101-й отдельный вертолётный отряд (Итуруп);
  • 266-й штурмовой авиационный полк (Степь).

14-я Краснознамённая армия ВВС и ПВО

  • 76-я дивизия ПВО (Самара);
  • 41-я дивизия ПВО (Новосибирск);
  • 48-я авиационная база армейской авиации (Каменск-Уральский);
  • 6980-я гвардейская авиационная Оршанская Краснознамённая, ордена Суворова база (Челябинск);
  • 999-я авиационная база (Кант, Киргизия);
  • 562-я авиационная база армейской авиации (Новосибирск /Толмачево/));
  • Авиационная тыловая база (Омск).

45-я армия ВВС и ПВО

  • 1-я дивизия ПВО (Североморск);
  • 33-й зенитный ракетный полк (Новая Земля).

Командование Военно-транспортной авиации ( Москва )

  • 12-я военно-транспортная авиационная Мгинская Краснознамённая дивизия (Мигалово);
  • 463-й отдельный батальон связи ВТА (Чкаловский аэропорт).

Командование Дальней Авиации ( Москва )

  • 6950-я гвардейская авиационная Донбасская Краснознамённая база (Энгельс);
  • 6952-я авиационная Севастопольско-Берлинская Краснознамённая база (Украинка).

Части центрального подчинения ВВС

  • 17-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья (Архангельская обл., г. Мирный);
  • отдельная транспортная авиационная эскадрилья;
  • 929-й государственный лётно-испытательный центр имени В. П. Чкалова (Астраханская обл, Ахтубинск);
  • 4-й государственный ордена Ленина, Краснознамённый центр боевого применения и переучивания лётного состава имени В. П. Чкалова (Липецк);
  • 185-й центр боевой подготовки и боевого применения (Астраханская область);
  • 2-й центральный научно-исследовательский институт (Тверь);
  • 30-й центральный научно-исследовательский ордена Красной Звезды институт имени В. П. Чкалова (Московская обл., Щелково);
  • Научно-исследовательский центр эксплуатации и ремонта авиационной техники (Люберцы);
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени А. К. Серова;
  • Военный учебно-научный центр ВВС Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина (Воронеж).

За рубежом

  • Авиационная группа ВКС России в Сирии (авиабаза Хмеймим), с 2015 года;
  • Авиабаза в составе 7-й военной Краснодарской Краснознамённой, орденов Кутузова и Красной Звезды базы в Абхазии (аэродром Бамбоура);
  • 3624-я авиабаза в составе 102-й российской военной базы в Армении (аэродром Эребуни) с 1995 года;
  • Авиабаза Кант в Киргизии, с 2003 года;
  • Вертолётный отряд в составе оперативной группы российских войск в Приднестровье;
  • Авиабаза в составе 4-й гвардейской военной Вапнярско-Берлинской Краснознамённой, орденов Суворова и Кутузова базы в Южной Осетии (Джава).

Состав ВВС России

По размеру воздушного флота ВВС России уступает только ВВС США . Согласно экспертным оценкам, по состоянию на 2010 год, численность личного состава ВВС России составляет около 148 000 человек. В эксплуатации Военно-воздушных сил находятся более 3 600 единиц военной техники, а также 833 на хранении.

Согласно заявлению главнокомандующего ВВС России генерал-полковника А. Н. Зелина на ноябрь 2010 года российские ВВС и ПВО состояли из главного командования, семи оперативных командований, семи авиационных баз первого разряда и восьми авиационных баз второго разряда, а также 13 бригад воздушно-космической обороны. Кроме того, восемь авиационных баз армейской авиации были переданы в подчинение Объединённых стратегических командований, но ВВС по-прежнему отвечают за их боевую подготовку. Общая численность личного состава ВВС — около 170 тысяч человек (в том числе офицеров -40 тысяч, военнослужащих контрактной службы — около 30-40 тысяч).

После реформы авиаполки были сведены в авиабазы, общим количеством 60-70 АБ (в том числе 25 АБ с тактической авиацией, из которых 14 « истребительных » авиабаз).

Тактическая (фронтовая) авиация имеет в своём составе эскадрильи:

  • 32 истребительных авиационных эскадрилий: 8- МиГ-29 (разных модификаций), 8- МиГ-31 (разных модификаций), 12- Су-27 (разных модификаций), 2- Су-30СМ и 2- Су-35
  • 14 бомбардировочных авиационных эскадрилий: 9- Су-24 (разных модификаций), 5- Су-34
  • 10 штурмовых авиационных эскадрилий: 10 — Су-25 (разных модификаций)
  • 8 разведывательных авиационных эскадрилий: 8- Су-24МР
  • 13 учебных и испытательных авиационных эскадрилий:

Дислокация авиабаз тактической (фронтовой) авиации:

  • Калининградский особый район -2 АБ (из них 1 истребительная)
  • Группа российских войск в Закавказье -1 АБ (истребительная)
  • ЗВО -6 АБ (из них 4 истребительных)
  • ЮВО -5 АБ (из них 2 истребительных)
  • ЦВО -4 АБ (из них 2 истребительных)
  • ВВО -7 АБ (из них 4 истребительных)

Помимо ВВС , имеется авиация ВМФ . Авиация ПВО (с 1999) и авиация сухопутных войск (с 2003) входят в состав ВВС . Авиация РВСН передана в состав ВВС РФ 1 апреля 2011.

Источники

Наименование Фото Страна-
производитель
Назначение Модификации Количество
на 2017 год
Комментарий
Истребительная авиация
Су-27 Su-27SM3 in flight, Celebration of the 100th anniversary of Russian Air Force.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Фронтовой истребитель Су-27
Су-27СМ2
Су-27СМ3
Су-27УБ
50
47
14
10
Перевооружение на модификацию СМ было начато в 2010 году. Еще 18 Су-27 и Су-27УБ в составе МА ВМФ .
Су-30 Sukhoi Su-30SM in flight 2014.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Многоцелевой истребитель Су-30СМ
Су-30М2
70
20
Еще 17 Су-30СМ в составе МА ВМФ РФ. Выполняются текущие поставки для ВКС и МА ВМФ по нескольким контрактам в общем количестве 116 Су-30СМ. Всего предполагается довести количество Су-30 всех модификаций в ВС РФ до 180 ед. к 2020 году.
Су-35 Sukhoi Su-35S in 2009 (2).jpg Flag of Russia.svg

Россия

Многоцелевой истребитель Су-35С более 60 Выполнен контракт 2009 года на поставку в ВКС РФ 48 ед. В настоящий момент продолжается поставка Су-35 в войска темпом по 10 единиц в год. Действующий контракт предусматривает закупку ещё 50 самолетов с поставкой до 2020 года.
МиГ-29 Soviet MiG-29 over Alaska 1989.JPEG Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Фронтовой истребитель МиГ-29С
МиГ-29СМТ
МиГ-29М2
МиГ-29УБТ
224 Еще 18 Миг-29К и 4 МиГ-29КУБ в составе МА ВМФ . На январь 2016 года в строевых полках ВВС РФ не осталось МиГ-29 серий 9-12 и 9-13. В 2016 году поставлено 12 МиГ-29СМТ. После 2019 года планируется постепенная замена Миг-29 на Миг-35.
МиГ-31 790th Fighter Order of Kutuzov 3rd class Aviation Regiment, Khotilovo airbase (354-13).jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Истребитель-перехватчик МиГ-31
МиГ-31БС
МиГ-31ДЗ
МиГ-31БМ
МиГ-31БСМ
~150 Еще 32 Миг-31Б, МиГ-31БС и МиГ-31БМ в составе МА ВМФ . Модернизация 113 машин ожидается не позднее 2020 года. Из них 109 МиГ-31БМ/БСМ на август 2017 года. Учитывая, что модернизации будет подвергнут весь парк находящихся в строю МиГ-31, их количество (без учёта резервных) не превышает 150 ед.
Фронтовая авиация
Су-24 Sukhoi Su-24 inflight Mishin-2.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Фронтовой бомбардировщик Су-24М/М2
Су-24МР
140
79
Еще 41 Су-24М и 12 Су-24МР в составе МА ВМФ . До 2020 года планируется списание всех самолетов Су-24
Су-25 Sukhoi Su-25SM (2).jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Штурмовик Су-25
Су-25СМ/СМ3
Су-25УБ
30
150
15
Еще 5 Су-25УТГ в составе МА ВМФ .Проходит модернизация до версии СМ3 к 2020 году.
Су-34 Russian Air Force Sukhoi Su-34 Belyakov 13august2011.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Истребитель-бомбардировщик Су-34 102 В настоящий момент продолжается поставка Су-34 в войска темпом по 18 единиц в год (включая два « сверхплановых » борта ежегодно), всего МО РФ законтрактовано в общей сложности 124 единицы Су-34. До 2020 года.
Стратегическая и Дальняя авиация:
Ту-22М Russian Air Force Tupolev Tu-22M3 Beltyukov.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Дальний сверхзвуковойбомбардировщик-ракетоносец Ту-22M3
Tу-22МР
63 В феврале 2012 года подписан контракт на модернизацию 30 Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М.
Ту-95 Tupolev Tu-95 in flight.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Стратегический бомбардировщик Tу-95МС
Tу-95МСМ
60 С 2013 года производится модернизация Ту-95МС до версии Ту-95МСМ с целью продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года и обеспечить возможность применения с модернизированных бортов новых типов КР.
Ту-160 Tupolev Tu-160 in 2011.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Стратегический бомбардировщик Ту-160
Ту-160М
11
5.
Планируется иметь 10 модернизированных ракетоносцев Ту-160М к 2020 году. Для ДАВВС России будет закуплено ещё не менее 50 стратегических бомбардировщиков Ту-160М2.
Транспортная авиация
Ан-22 Russian Air Force An-22 RA-09344 Monino 2006-6-3.png Flag of the Soviet Union.svg

СССР

Транспортный самолёт Ан-22А 2
Ан-124 224th Flight Unit Antonov An-124.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР

Транспортный самолёт Ан-124
Ан-124-100
15
1
Ещё 16 машин находится на хранении.
До 2015 года планируют модернизировать 22 Ан-124 ВТА ВВС России.
Ил-76 Russian Air Force Ilyushin Il-76MD Dvurekov-11.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Транспортный самолёт Ил-76М
Ил-76МД
Ил-76МД-90А
~100 Ещё больше 100 на хранении.
С 29.04.2015 производится поставка самолётов Ил-76МД-90А по контракту от 04.10.2012 на 39 единиц.
Ан-12 Antonov An-12BK, Russia - Air Force AN1319672.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР

Транспортный самолёт Ан-12БК
Ан-12ПП
65 Еще 5 Ан-12ПС и Ан-12БК в составе МА ВМФ .
Ан-72 Russia Air Force An-72 RA-72979 CKL 2006-2-7.png Flag of the Soviet Union.svg

СССР

Транспортный самолёт Ан-72
Ан-72П
25 Еще 6 Ан-72 в составе МА ВМФ .
Ан-26 Russian Air Force Antonov An-26 Dvurekov.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР

Транспортный самолёт Ан-26
Ан-26Д
Ан-26КПА
Ан-26М
Ан-26Ш
115 Еще 27 Ан-26 в составе МА ВМФ .
Ил-18 Russian Air Force Ilyushin Il-18D at Kharkiv Airport.jpeg Flag of the Soviet Union.svg

СССР

Пассажирский самолёт Ил-18 6 Еще 1 Ил-18Д в составе МА ВМФ .
Ту-134 Tupolev Tu-134AK, Russia - Air Force AN1319859.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР

Пассажирский самолёт Ту-134 54 Еще 10 Ту-134 в составе МА ВМФ РФ.
Ил-62 223rd Flight Unit Ilyushin Il-62M Pichugin 2006.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Пассажирский самолёт Ил-62M 7
Ту-154 Russian Air Force Tupolev Tu-154M Naumenko.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Пассажирский самолёт Ту-154Б-2
Ту-154М
18 Еще 2 Ту-154М в составе МА ВМФ .
Ан-148 RA-61703-An-148-2.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Пассажирский самолёт Ан-148-100Е 10 Заказаны ещё 5 бортов, поставка 3 из них ожидается в 2017 году.
Лет Л-410 Турболет
(Let L-410 Turbolet)
Russian Air Force Let L-410 Petrov.jpg Flag of the Czech Republic.svg

Чехия
Flag of Russia.svg

Россия

Многоцелевой транспортный самолёт L-410 27
Ан-140 Antonov An-140-100 at the MAKS-2011 (02).jpg Flag of Russia.svg

Россия

Пассажирский самолёт Ан-140-100 5 Заказаны ещё 5 бортов. Кроме того, 4 Ан-140 поставлены в Авиацию ВМФ
Специальная авиация
А-50 Beriev A-50, 2011-08-13.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Самолёт ДРЛОиУ А-50
А-50У
15
4
+4 А-50 находятся на хранении, по состоянию на март 2014 года.
Ил-78 Ilyushin Il-78M 36 blue (cn 1013405197).jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Самолёт-заправщик Ил-78
Ил-78М
33 До 2020 года планируется закупить ~40 Ил-78М-90А.
Также планируется модернизация стоящих на вооружении Ил-78М.
Ил-20 Ilyushin Il-20M (2).jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ Ил-20М
Ил-22
Ил-22М
Ил-22ПП
15
5
12
3
Еще 2 Ил-20МР и 2 Ил-22М в составе МА ВМФ . Ил-22ПП (« Порубщик ») — самолет-постановщик помех. Переоборудован из Ил-18. Принят на вооружение в 2016 году.
Ил-80 Russian Air Force Ilyushin Il-87 Aimak May 2009.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР

Воздушный командный пункт Ил-80 4
Ту-214Р Tupolev Tu-214R inflight.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Самолёт-разведчик Ту-214Р
Ту-214ОН
2
2
Ан-30 Russian Air Force Antonov An-30 Dvurekov-1.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР

Самолёт-разведчик Ан-30 8
Учебно-тренировочная и учебно-боевая авиация
Як-130 Yakovlev Yak-130.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Учебно-боевой самолёт Як-130 92 Активно поступает на вооружение, к 2020 года должен полностью заменить L-39 Albatros.
Aero L-39 Albatros Rus Aero L-39 Pichugin.jpg Flag of the Czech Republic.svg

Чехия

Учебно-боевой самолёт L-39 150 Еще 4 L-39 в составе МА ВМФ . Заменяется на Як-130.
Ту-134УБЛ Tupolev Tu-134UBL in flight.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР

Учебно-тренировочный самолёт Ту-134УБ-Л
Ту-134УБ-КМ
33
Армейская авиация
Ка-50 Russian Air Force Kamov Ka-50.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Ударный вертолёт Ka-50 12 Серийное производство прекращено с января 2009 года, в производстве остался только Ка-52. Возможно некоторое количество используется для подготовки летчиков для Ка-52. В строевых частях отсутствует.
Ка-52 Kamov Ka-52.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Ударный вертолёт Кa-52 Более 104 Всего заказано 146 единиц Ка-52.
По другим данным выполнен контракт на поставку 36 Ка-52 и выполняется второй на 143 машины. До конца 2016 года планируется поступление дополнительно не менее 20 единиц.
Ми-24 Russian Air Force Mil Mi-24P Dvurekov-4.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Транспортно-боевой вертолёт МИ-24В
МИ-24BП
МИ-24П
МИ-24ПН
265 Еще 30 Ми-24 в составе МА ВМФ .
Ми-35 Mi-24VM(Mi-35m-3) 37 (8903583147).jpg Flag of Russia.svg

Россия

Транспортно-боевой вертолёт МИ-35М
(МИ-24ВМ)
более 60
Ми-28 Mi-28N (RF-91091).jpg Flag of Russia.svg

Россия

Ударный вертолёт Ми-28Н
Ми-28УБ
Более 90 Идёт активное поступление в войска. Выполнено несколько контрактов на поставку ВВС России. В ближайшее время планируется поставка Ми-28НМ и модернизация строевых МИ-28Н до МИ-28НМ.
Ми-8 Russian Air Force Mil Mi-8MTV-5 Beltyukov-1.jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Многоцелевой вертолёт Ми-8T
Ми-8MT
Ми-8МТВ
Ми-8АМТ
Ми-8AMTШ
684 Еще 8 Ми-8, 4 Ми-8Т, 4 Ми-8МТ и 1 Ми-8АМТШВА в составе МА ВМФ. К 2014 году поставлено 87 Ми-8АМТШ, Ми-8АМТ и Ми-8МТВ на авиабазы Будённовск и Кореновск.
Ми-26 MAKS Airshow 2013 (Ramenskoye Airport, Russia) (522-03).jpg Flag of the Soviet Union.svg

СССР
Flag of Russia.svg

Россия

Тяжёлый транспортный вертолёт МИ-26
МИ-26Т
41 Включая 21 борт « свежей » (2011-2015 года) постройки.
Ка-226 Kamov Ka-226 MAKS 2005.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Многоцелевой вертолёт Ka-226 ~40
Ансат Kazan Ansat -100th anniversary of Russian Air Force -02.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Многоцелевой вертолёт Ансат-У ~40
Перспективная техника(разрабатываемая)
Су-57 Sukhoi T-50 Beltyukov.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Многоцелевой истребитель Су-57 11 Сборка и испытания опытных образцов. Планируемое начало эксплуатации для ВС РФ 2017 год с двигателем « АЛ-41Ф1 ». Испытания двигателя второго этапа « тип 30 » с 2018 года.
МиГ-35 Mikoyan-Gurevich MiG-35 MAKS'2007 Pichugin.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Фронтовой истребитель МиГ-35 2 Сборка и испытания опытных образцов. Поступление в войска ожидается с 2018 года. Планируется закупить не менее 170 истребителей, из них 30 до 2020 года.
А-100 Flag of Russia.svg

Россия

Самолёт ДРЛОиУ А-100 Сборка и испытания опытных образцов
Предназначен для замены А-50 и А-50У.
Як-152 Первый полёт самолёта Як-152.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Учебно-тренировочный самолёт Як-152 4 Сборка и испытания опытных образцовПланируется закупить не менее 150 самолетов
Ил-112 Maquette Ilyushin Il-112.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Транспортный самолёт Ил-112В Сборка и испытания опытных образцов. Планируется закупить не менее 100 самолетов. Предназначен для замены парка самолётов Ан-26 и Ан-72.
Ил-214 MTS Il214 maks2009.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Транспортный самолёт Ил-214 Планировался совместный проект с Индией. После выхода Индии из проекта Ильюшин продолжает разработку самостоятельно. Предназначен для замены парка Ан-12.
Ил-114 IL114 laboratory.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Пассажирский самолёт Ил-114-300 Сборка и испытания опытных образцов
Ил-96 Flag of Russia.svg

Россия

Самолёт-заправщик Ил-96-400ТЗ Сборка и испытания опытных образцов.
Ил-106 (ПАК ТА) Flag of Russia.svg

Россия

Транспортный самолёт Ил-106 Ведётся проектирование. Грузоподъёмность от 80 до 200 тонн
ПАК ДА Flag of Russia.svg

Россия

Многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ведется проектирование
Ка-60 Russian Air Force Ka-60.jpg Flag of Russia.svg

Россия

Транспортный вертолёт Ка-60 2 Сборка и испытания опытных образцов.

Построено 2 опытных образца, один разбился. На основе Ка-60 создана гражданская версия вертолета - Ка-62, летные испытания которого начались в мае 2017.

Ми-38 Mil Mi-38-2 at the MAKS-2013 (01).jpg Flag of Russia.svg

Россия

Многоцелевой вертолёт Ми-38 4 Сборка и испытания опытных образцов.

Построены 4 опытные машины.
Ведётся подготовка к серийному производству.

ПЛВ Flag of Russia.svg

Россия

Транспортный вертолёт перспективный легкий вертолет Ведется проектирование
СБВ Flag of Russia.svg

Россия

Ударный вертолёт скоростной боевой вертолёт Ведется проектирование

Перевооружение

В 2010 году Министерству обороны России российской авиационной промышленностью был поставлен 21 самолёт (четыре Су-34, четыре Су-30М2, четыре Су-27СМ3, три МиГ-29СМТ, четыре Як-130, один Ил-62М и один Ту-154М) и 57 вертолётов (15 Ми-28Н, четыре Ка-52, четыре « Ансат-У » и 34 серии Ми-8).

В 2011 году Министерство обороны России получило от промышленности минимум 28 самолётов (два Су-35С, шесть Су-34, восемь Су-27СМ3, восемь Як-130, один Ту-214ОН, два Ту-154М, один Ан-140-100М) и более 100 вертолётов (15 Ми-28Н, 10 Ка-52, два Ми-35М, один Ми-26, шесть « Ансат-У », шесть Ка-226, более 60 серии Ми-8 различных модификаций). Также в этом году продолжилась модернизация парка штурмовиков Су-25 до стандарта « СМ ».

На май 2011 года на вооружение поступило 8 серийных вертолётов Ка-52 (4 в январе в Торжокский центр и 4 в мае на авиабазу в Черниговке, которую планируется в 2012 году полностью переоснастить этими машинами. В месяц завод может собирать до 2 Ка-52.

По данным МО России в 2011 году было закуплено 35 самолётов, 109 вертолётов и 21 зенитно-ракетная система.

По состоянию на начало 2011 года, 8 из 38 авиационных эскадрилий истребительной авиации были перевооружены на новые и модернизированные самолёты (МиГ-29СМТ/УБТ, МиГ-31БМ, Су-30СМ, Су-27СМ3, Су-30М2); штурмовой авиации -3 из 14 аэ (Су-25СМ); бомбардировочной авиации -2 из 14 аэ (Су-24М2). В этом же году на Су-34 была перевооружена одна бомбардировочная авиаэскадрилья авиабазы Балтимор под Воронежом. До 2020 года авиация получит 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34 по контракту, заключённому в 2012 году; при этом продолжает выполняться госконтракт на поставку Минобороны 32 Су-34, заключённый в 2008 году, всего до 2020 года должны поступить около 140 СУ-34.

Всего же за 2012 году ВВС РФ получили более 100 единиц новой техники: вертолёты Ми-28Н, Ми-35, различные модификации Ми-8, самолёты Су-30СМ, Як-130, Ан-140 и другие. Также в соответствии с существующими договорами, на этот год предусмотрены поставки ещё более 60 вертолётов Ка-52, Ми-8, Ми-26, Ми-35 и около 20 новейших самолётов Су-34, Су-35С и других.

По итогам 2012 года, ВВС получили более 150 новых вертолётов и самолётов (без учёта модернизированных и отремонтированных). По словам Михаила Погосяна, президента ОАК, в 2013 году военная промышленность поставит ВВС новых самолётов, а в 2014 году 66 новых и 23 модернизированных самолётов.

Стало известно о заказе МО РФ 100 вертолётов Ка-60 со сроком начала поставок в 2015 году.

В 2012-15 годах Министерство обороны получит 55 учебно-боевых самолётов Як-130.

В 2012 году поставлен первый модернизированный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У. Второй самолёт будет передан ВВС в конце 2012 года.

Также в 2012 году авиапарк ВВС России пополнился новым транспортным самолётом Ан-140-100. На 2014 год Минобороны получило 5 таких самолётов.

Согласно заявлению главнокомандующего ВВС России А. Зелина, первый серийный истребитель пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) поступит в российские ВВС уже в 2014-15 годах. « Опытный образец Т-50 мы получим в 2013 году. Серийные самолёты начнут поступать в 2014-15 годах », — сказал главком.

Заключён долгосрочный контракт на производство до 2020 года 140 Ка-52, при этом не уточняется будет ли часть этих машин произведена в морской модификациии или для этого будет отдельный контракт.

« В рамках государственной программы вооружения предусмотрена закупка десяти самолётов Ан-124 после 2015 года », — сказал Погосян журналистам на открывшемся во вторник авиасалоне МАКС 2011.

До конца 2019 года для перевооружения зенитных ракетных войск ВВС предполагается купить более 100 зенитных ракетно-пушечных комплексов « Панцирь-С ». Также до 2020 года Минобороны купит для зенитно-ракетных войск ВВС более 30 новейших зенитных ракетных систем « Витязь ».

До 2020 года ВВС России получат около 100 радиолокационных комплексов (РЛК) « Небо-М ». В течение 2012 года в части радиотехнических войск ВВС будет поставлено около 20 радиолокационных комплексов, в том числе обновлённые станции « Гамма-С1М », « Сопка », « Волга » и различные модификации станций серии « Небо ».

До 2020 года в интересах Дальней авиации будут модернизированы около 30 Ту-22М3 до модификации Ту-22М3М: им поменяют всю электронику и оснастят новой крылатой ракетой Х-32. Также существующие Ту-160 будут обновлены до версии Ту-160М, а Ту-95МС — до Ту-95МСМ. До 2020 года ВВС России получат более 10 стратегических ракетоносцев Ту-160М.

До 2020 года 60 самолётов МиГ-31 будет модернизировано в соответствии с проектом МиГ-31БМ. В ходе работ они получат новый прицельно-навигационный комплекс и новую бортовую радиолокационную станцию.

С 2011 года ВВС России прекратило закупки неуправляемых средств нападения, такому решению способствовал опыт 5-и дневной войны с Грузией, когда было применено менее 1 % средств ВТО, ВВС потеряли 7 самолётов. ( официально признается потеря 4-х машин, объективные доказательства потери ещё 3-х « бортов » не предоставлялись).

В 2016 году получено 139 новых летательных аппаратов. На начало 2017 года доля новой авиационной техники составляет около 55%, в течение 2017 года планируется получить 139 новых самолётов и вертолётов.

Наименование Количество
Истребительная авиация: 364
МиГ-29СМТ (новой постройки) 34
МиГ-29СМТ (новой постройки) 16
МиГ-31БМ (модернизация строевых МиГ-31) 96
Су-27СМ/СМ3 47/12
Су-35С 58
Су-30М2 (новой постройки) 20
Су-30СМ (новой постройки) 81
Штурмовая/бомбардировочная авиация: 245
Су-25СМ (модернизация строевых Су-25) ~60
Су-25СМ2 (модернизация строевых Су-25) 36 (по трёхлетнему контракту 2011-13 годов)
Су-25УБМ (новой постройки) ?
Су-25 СМ3 (новой постройки) 16
Су-24М2 (модернизация строевых Су-24М) 40
Су-34 (новой постройки) 93
Учебно-тренировочная авиация: 89
Як-130 (новой постройки) 89
Вертолётная авиация: 469
Ка-50 (новой постройки) 6
Ка-52 (новой постройки) 92
Ми-28Н (новой постройки) 97
Ми-35М (новой постройки) 60
Ми-8АМТШ (новой постройки) 93
Ми-8МТВ5 (новой постройки) 24
Ми-26Т 17
Ансат-У (новой постройки) 40
Ка-226 (новой постройки) 40
Количество новой и модернизированной авиатехники, поступившей в ВВС
Заключённые контракты на поставку авиатехники для ВВС и ВМФ РФ
Наименование Количество Справка
МиГ-29К 24 Выполнен
МиГ-29СМТ 16 Выполнен
Су-30М2 4 Выполнен
Су-30М2 16 срок выполнения 2013-2015 годы.
Су-30СМ 30 + 30 + 36 срок выполнения до 2018, до 2016 и до 2018 годов.
Су-30СМ 5 + 7 + 8 Для ВМФ , 8 поставлено.
Су-35С 48 + 50 Выполнен , до 2021 года.
Су-34 124 заключено два контракта, на 32 машины (поставки 2009-2013 годы) - выполнен и на 92 (поставки 2014-2020 гг); 71 на ноябрь 2015 поставлено.
Су-25УБМ ?
Ка-52 36+143 ~60 серийных бортов поставлено, срок выполнения до 2020 года.
Ми-28Н 97 60-70 бортов поставлено
Ми-8АМТШ 132 поставки в 2011-2020 годах; 93 поставлено на начало 2015 года.
Ми-8МТВ-5 140 поставки в 2011-2020 годах.
Ми-35М 49 Выполнен заключено два контракта, на 22 и 27 бортов, срок выполнения до 2015.
Ми-26Т 17 Выполнен в 2014 году.
Як-130 55+12+30 Выполнен , до 2019 года.
Ан-140-100 14 на 2014 год Минобороны получило 5 таких самолётов
Ка-226 36 Выполнен
Ка-60 100 поставки с 2014-2015 годах, возможна часть в корабельном исполнении
Ансат-У 40 36 поставлено на август 2015 года.
Ил-76МД-90А 39 2 поставлено.
Бе-200ЧС/ПС 2/4=6
Ил-96-400ТЗ 2
Як-152 150

Учебные заведения

В ходе реформы система подготовки личного состава ВВС также претерпела существенные преобразования. 1 сентября 2008 года два ведущих высших военно-учебных заведения ВВС — Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина (Монино, Московская область) и Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского ( Москва ) были объединены в единую структуру — Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, которая располагается в Воронеже. Подготовка лётного состава ВВС окончательно централизуется в составе Краснодарского авиационного института. Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для Военно-воздушных сил России (на ноябрь 2015 года):

  • ВУНЦ ВВС « Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина » (Воронеж)
  • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков

Подготовка личного состава ВВС

В конце 2003 года, генерал-лейтенант Виктор Николаевич Сокерин, подав в отставку с должности Командующего ВВС и ПВО Балтийского флота так охарактеризовал ситуацию в ВВС на тот момент: « ВС испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации… Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налёта, причём главным образом с инструктором. Только 3 процента лётчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет и только 1 процент штурманов 1 класса ВВС БФ моложе 40 лет. 60 процентов командировэкипажей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет ».

По итогам 2006 года средний налёт в ВВС России составил 40 часов (у молодых пилотов средний налёт 80 часов). Показатель налёта зависит от вида авиации. В военно-транспортной авиации он был 60 часов, тогда как в истребительной и фронтовой авиации составил 20-25 часов. Для сравнения, за тот же год данный показатель в США составил 189, Франции 180, Румынии 120 часов. В 2007 году в результате улучшения снабжения авиатопливом и активизации боевой подготовки, среднегодовой налёт увеличился: в Дальней авиации он составил 80-100 часов, в авиации ПВО — примерно 55 часов. Молодые лётчики нередко имеют налёт свыше 100 часов.

В 2011 году, по официальным данным ВВС РФ, средний налёт на списочный состав командиров экипажей ВВС России увеличился почти на 18 % по сравнению с первым полугодием 2010 года и составил более 50 часов. Средний налет по ВВС на выпускника лётного вуза 2010 года составил 42 часа, что на 12 % больше по сравнению с налётом выпускников 2009 года за аналогичный период.

Согласно официальным данным Министерства обороны России, средний налёт на одного летчика боевой авиации ВВС России вырос с 2008 года с 70-80 часов до 110, 130 часов планируется в 2012 году. Налёт на молодого летчика в 2012 году составит уже более 100 часов.

В 2013 году средний налет на молодого летчика в ВВС России составил 112 часов.

На 2016 году налет летчиков составил от 60 до 100 часов/год в боевой авиации и более 120 часов/год в транспортной. Дефицит военных лётчиков -1300 человек.

Опознавательные знаки ВВС Российской Федерации

Опознавательным знаком ВВС Российской Федерации является красная звезда с окантовкой белой и красной линиями, аналогичный символике ВВС СССРобразца 1943 года, но в меньших размерах был утверждён 25 января 2013 года. До того опознавательным знаком российской военной авиации с 2010 года являлась красная звезда с окантовкой в цветах российского триколора. Такие же знаки используют и ВВС Беларуси. Попытка принять новый символ в 2009 году в качестве официального встретила сопротивление со стороны Совета Федерации. В июле 2009 года была принята поправка к Воздушному кодексу, разрешавшая Министерству обороны самому устанавливать опознавательный знак для военной авиации. 4 марта 2010 года правительством Российской Федерации были утверждены звёзды с окантовкой, повторяющей цвета государственного флага. Кроме того, тем же постановлением был установлен знак государственной принадлежности воздушных судов государственной авиации, используемых для осуществления милицейской (полицейской) и таможенной служб — стилизованное изображение Государственного флага Российской Федерации.

Однако, в начале 2013 года новый министр обороны Сергей Шойгу единолично, без совещаний в рабочем порядке по представлению главкомата постановил вернуть в качестве бортовых знаков государственной принадлежности летательных аппаратов красные звезды образца ВВС СССР. Разница только в том, что теперь они будут в полтора раза меньше советских. В качестве причины замены неназванным офицером из министерства обороны было высказано, что « яркие триколорные звезды сильно демаскируют самолеты и вертолеты ».

В дальнейшем предполагается заменить нынешний образец звезд новым вариантом, который ныне используется на истребителе пятого поколения Т-50 — контурные звезды с красной окантовкой. Но уже сейчас среди некоторых офицеров, особенно инженерных служб высказывается недовольство по поводу замены знаков. Они опасаются, что возврат однотонных красных звезд приведет к путанице, не решив проблему камуфляжа.

  • Опознавательный знак авиации Российской империи в 1910-1918 годах

  • Опознавательный знак авиации Красной армии в 1918-43 годах (вариант)

  • Опознавательный знак авиации ВВС СССР (с 1943 года) и
    ВВС Российской Федерации (до марта 2010 года и с 25 января 2013 года)

  • Опознавательный знак авиации ВВС Российской Федерации(март 2010 года -25 января 2013 года)

  • Опознавательный знак воздушных судов полиции и таможенной службы (с марта 2010 года)

Фотогалерея

  • МиГ-31

  • МиГ-31

  • МиГ-29

  • МиГ-29

  • Су-27СМ3

  • Су-25СМ

  • Су-24М

  • Ту-22М3

  • Ту-95МС

  • Ту-160

  • Ан-22

  • Ан-124

  • Ил-76МД

  • Ил-78

  • А-50

  • Ка-52

  • Ми-8МТВ-5

  • Ми-35М

  • Ми-26

  • Су-34

  • Ми-28Н

  • Ансат-У

  • Як-130

  • Су-35С

  • Су-30СМ

  • Ил-20М

Задать вопрос
Читайте также
Военно-воздушные силы род сил в составе Воздушно-космических сил Вооружённых Сил Российской Федерации. С 1998 года являлись новым видом ВС России, сформированным в результате объединения Войск противовоздушной обороны ПВО и Военно-воздушных сил ВВС . Предназначены для решения следующих задач отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров,
 
История военной формы военно-воздушных сил Российской Федерации уходит корнями в Царскую Россию. За столетие существования форма множество раз менялась до неузнаваемости. Основные исторические вехи в формировании современного обмундирования ВВС выглядят следующим образом 1910 год образование Военно-воздушных сил Российской империи 1918 год создание военно-воздушных сил СССР 1939-1945 гг. Великая Отечественная война 1980-е Холодная Война
 
Рядовой Ефрейтор Младший сержант Сержант Старший сержант Старшина Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан Майор Подполковник Полковник Генерал-майор Генерал-лейтенант Генерал-полковник
 
Повседневная униформа Офицеры СВ и ВВС Военнослужащие женского пола ВМФ Адмиралы и генералы ВМФ Высшие офицеры СВ Курсанты и солдаты ВМФ Офицеры ВМФ Солдаты СВ ВВС Военнослужащие женского пола СВ ВВС Парадная форма Адмиралы ВМФ Высшие офицеры СВ ВВС Курсанты и
 
ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 470 от 1 августа 2015 г. О военных геральдических знаках и флаге Воздушно-космических сил г. Москва 1. Учредить знаки различия по принадлежности к Воздушно-космическим силам эмблему Воздушно-космических сил далее - эмблема ВКС знак различия по функциональному предназначению -петличный знак военнослужащего Воздушно-космических сил далее - петличный знак знак различия авиационного персонала Воздушно-космических
 
Флаг Военно-воздушных сил ВВС России Дата принятия 05.06.2004 Флаг Военно-воздушных сил представляет собой прямоугольное двустороннее полотнище голубого цвета. В центре полотнища - изображение перекрещенных серебряных пропеллера и зенитной пушки на серебряных парящих крыльях. Из центра полотнища к углам и кромкам расходятся 14 расширяющихся желтых лучей, ширина каждого из которых у кромок флага составляет 1 12 его ширины. Четыре луча направлены в углы полотнища,
 
Воздушно-космические силы ВКС вид Вооружённых Сил Российской Федерации, сформированный в 2015 году, в результате объединения Военно-воздушных сил ВВС и Войск воздушно-космической обороны. Приступили к выполнению поставленных задач с 1 августа 2015 года в соответствии с указом Президента Российской Федерации В. В. Путина. Общее руководство воздушно-космической обороной России осуществляет Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации, а непосредственное Главное
 
Медаль Министерства обороны За службу в ВВС МО
 

Все товары, по тегам

Форма одежды
Протопоповский переулок, д 9с1, оф 313 Москва
8 (495) 946 91 15 info@forma-odezhda.ru