Трикотаж

Трикотаж

Трикота́ж (фр. tricotage - вязаные изделия) - текстильный материал (трикотажное полотно) или готовое изделие из трикотажного полотна, структура которого представляет соединённые между собой петли, в отличие от ткани, которая образована в результате взаимного переплетения двух систем нитей (основы и утка), расположенных по двум взаимно перпендикулярным направлениям. Для трикотажного полотна характерны растяжимость, эластичность и мягкость. При производстве трикотажных полотен используются синтетические, хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые волокна в чистом виде или различных сочетаниях, в том числе с добавлением эластана.

История трикотажа

Вязаные вещи известны людям с незапамятных времен. В ходе археологических раскопок были найдены трикотажные изделия, изготовленные еще в III-I веках до н.э. в Египте. Это были специальные чулки для сандалий с отдельно вывязанными большими пальцами ноги, как на рукавицах. В древности вязание было очень распространено, об этом говорят хранящиеся в музеях Детройта и Баделя египетские хлопчатобумажные вязаные изделия, украшенные текстами на древнем арабском языке, а также хорошо известные древнегреческие мифы о золотом руне, в которых Пенелопа в ожидании Одиссея долгие годы вязала покрывало.
В Европе вязание стало активно использоваться только в XV-XVI веках. В 1589 году появилась первая вязальная машина, изобретенная приходским священником Вулбриджем Вильямом Ли. Тогда же широкое распространение получили вязаные чулки, которые пользовались большим спросом среди аристократии. Они вошли в моду при дворе английской королевы Елизаветы I, а потом стали распространяться по всей Европе.
Но, несмотря на большую популярность вязаных чулок среди английских аристократов, в высших кругах европейского общества трикотажные изделия не приобрели особого распространения. Пожалуй, их применение ограничилось чулками и кружевами. Причина такой непопулярности в том, что одежда из трикотажа считалась одеждой для простых небогатых людей, потому что не выглядела изысканно, но всегда была недорогой, практичной и простой в изготовлении.
Производство трикотажных изделий стало активно развиваться в конце XVII начале XIX веков в таких странах, как Германия, Великобритания и Франция. В России первые трикотажные мануфактуры появились только в конце XIX века.

Впервые в высшем обществе о трикотаже заговорили в 70-е годы XIX века, когда английская дама из высшего общества Лили Лэнгри стала носить костюмы , изготовленные из джерси, трикотажного полотна, названного в честь места его происхождения - острова Джерси, который расположен между Францией и Великобританией. Однако светской львице не удалось стать законодательницей мод, и трикотаж не прижился в высшем свете.
И только через полвека его вывели в свет две великие женщины 20-го столетия, две яркие звезды на небосклоне от кутюр - Эльза Скьяпарелли и Коко Шанель. Эльза Скьяпарелли положила начало мировому признанию трикотажа. Её привел в восхищение увиденный на подруге вязаный свитер , который выглядел так, словно его связала простая бедная крестьянка неуклюжими и натруженными руками. Молодую художницу потрясло то, как необычно и привлекательно выглядит это нарочито небрежно сделанное изделие ручной работы. Она нашла женщину, которая связала этот свитер , с её помощью изучила секреты мастерства рукодельницы и основала ставший впоследствии признанным во всем мире модный дом Скьяпарелли. Именно модный дом Эльзы вывел трикотаж на европейские подиумы, а оттуда он прямиком попал в гардеробы состоятельных женщин, а Коко Шанель "легализовала" трикотаж. Лёгкие, удобные, облегающие, не мнущиеся короткий жакет и юбка - уже многолетняя классика, внедрённая домом Шанель.

Трикотажное полотно - гибкий материал, в котором пряжа или нити, изогнутые в процессе вязания, имеют сложное пространственное расположение.

Основным элементарным звеном структуры трикотажного полотна является петля, состоящая из остова и соединительной протяжки. Петли, расположенные по горизонтали, образуют петельные ряды, а петли, расположенные по вертикали, - петельные столбики. Помимо петель, структура трикотажа может содержать элементарные звенья прямолинейной или изогнутой формы, которые служат для соединения других элементарных звеньев, образования начёса, снижения растяжимости полотна и т. п.

Классификация переплетений трикотажа

Переплетения трикотажа могут быть классифицированы по принятой в СССР системе и различают классы главных, производных, рисунчатых и комбинированных переплетений трикотажа. В зависимости от способа сочетания в трикотаже переплетений различных классов различают трикотаж простых, производно-комбинированных, рисунчатых и сложных комбинированных переплетений. Кроме класса переплетение может характеризоваться раппортом. Также трикотаж характеризуется растяжимостью, прочностью, распускаемостью (как по направлению вязания, так и против), закручиваемостью краёв, ориентацией петель в петельных столбиках и рядах, поверхностной плотностью.

Классы переплетений

Главные переплетения

К классу главных относят переплетения, состоящие из одинаковых элементов структуры (петель).

Производные переплетения

К классу производных относят переплетения, состоящие из одинаковых главных переплетений, взаимно связанных так, что между петельными столбиками одного помещаются петельные столбики другого или нескольких таких же переплетений.

Рисунчатые переплетения

К классу рисунчатых относят переплетения, образованные на базе главных или производных путём введения в них дополнительных элементов (набросков, протяжек, дополнительных нитей) или путём изменения процессов вязания, позволяющих получать трикотаж с новыми свойствами.

Комбинированные переплетения

Трикотаж комбинированных переплетений сочетает признаки различных главных, производных или рисунчатых переплетений.

Способ получения

Кулирный трикотаж

В кулирном (поперечновязаном) трикотаже все петли одного петельного ряда образованы из одной или нескольких нитей последовательно, петля за петлёй или при определённом чередовании одной или нескольких систем нитей в направлении петельного ряда.

Основовязаный трикотаж

В основовязаном трикотаже каждая петля петельного ряда образована из одной или нескольких отдельных нитей, образованная одной или несколькими системами нитей (основами), причем из нитей каждой основы образуется по одной или по две петли, поэтому для получения петельного ряда требуется столько нитей, сколько петель в ряду.

По числу петельных слоёв

Однослойный трикотаж

Трикотаж однослойных переплетений (одинарный) получают на машинах с одной игольницей или одним игольным цилиндром.

Многослойный трикотаж

Многослойный трикотаж получают на машинах с двумя или более игольницей или двумя игольными цилиндрами.

Разновидность трикотажа по назначению : бельевой; верхний; чулочно-носочный; перчаточный; платочно - шарфовый. Трикотажное белье и верхний трикотаж шьется из трикотажного полотна, остальные виды создаются на вязальной машине. Качественный бельевой трикотаж хорошо впитывает влагу, пропускает воздух, эластичен, приятен к телу, белье облегает тело. Сырьем для этого материала служит полотно из хлопка и лавсана. Нить, из которой делают белье , гибкая, петля из этой нити сохраняет форму. Существует также так называемое платированное полотно, лицевая сторона которого связана из шелка, изнаночная из хлопка. Верхние предметы одежды и чулочные изделия, предназначенные для зимы , изготавливаются с помощью нити рыхлой структуры, в производстве других чулочных изделий используется более плотная крученая нить.

Основные типы трикотажных тканей на основе натуральных волокон:

кулирная гладь (кулирка) — самая легкая ткань для летнего времени. Из нее изготавливают халаты , футболки , юбки ,шорты,сарафаны, блузы;

рибана — это полотно, 100 % хлопок с незначительным добавлением синтетической нити — лайкры, приятное на ощупь, отлично тянется, хорошо впитывает влагу. Применяется для пошива детских и взрослых вещей;

кашкорсе применяется для оформления горловин и манжет;

интерлок — плотный и гладкий с двух сторон, используются для пошива спортивных костюмов, ночных рубах, халатов и др.;

Задать вопрос

Все товары, по тегам

Форма одежды
Институтский переулок, дом 2/1 Москва
8 (495) 946 91 15 info@forma-odezhda.ru