Настольные часы и их история

Христиан Гюйгенс (1629-1695) - великий голландский ученый, сконструировавший в 1657 году первые маятниковые часы . Теория, разработанная и претворенная в модели маятниковых часов Галилеем (1564-1642), нашла свое развитие и продолжение в конструкции маятниковых часов Гюйгенса, а после появления его трудов « Часы » и « Маятниковые часы » маятник как регулятор хода механических часов вошел в широкое применение.

С появлением маятника в часовом деле произошла настоящая революция. Точность хода часов повысилась в несколько раз, суточная погрешность, колебавшаяся у домаятниковых часов от 15 до 60 минут, упала до 10 секунд.
Во времена Гюйгенса уже существовали пружинные часы , которые можно было поставить на стол или взять с собой в путешествие. Но сначала несколько слов о часах до времени Гюйгенса. Первые домашние часы были без пружины и могли размещаться только на стене. Их делали из железа, потом из латуни, и в миниатюре они повторяли конструкции уже давно известных башенных часов. Этот тип часов настолько прижился, что их продолжали делать и после изобретения пружинного привода. В начале XVII века они внешне напоминали фонари , поэтому и назывались люцерновыми. В Англии, где пружинные часы появились несколько позднее, чем в Германии и Франции, такие часы были очень популярны.
Самыми же первыми пружинными часами в истории мирового часового производства считаются настольные часы из бронзы в полметра высотой, изготовленные неизвестным мастером около 1430 года для бургундского герцога Филиппа Доброго. Первые переносные механические часы делали из латуни, в форме круглой или квадратной коробки с горизонтальным латунным циферблатом.

Часы обозначали гравированными римскими цифрами с выпуклыми латунными « зернами » (шариками) по кругу, для определения времени ночью наощупь. Стрелка была одна, часто в виде фантастического существа - дракона, русалки и др. Позже, к концу XVI века, появились настольные часы с корпусами, напоминавшими средневековые башни. Они также были однострелочными, но имели по два циферблата - один для указания времени, другой - для установки будильника.
У механизмов ранних пружинных часов был шпиндельный ход. До изобретения Гюйгенса часы не имели маятника, в качестве регулятора хода использовали « фолио » - двуплечий маховик, не обеспечивающий точности хода. Часовая стрелка могла да вать суточную погрешность в 30 минут и больше, что владельцев часов не слишком заботило: время было не настолько насыщенным и емким. Размах маховика и, следовательно, частоту его движений регулировали изменением расстояния между упругими упорами из щетины.
Отдельные мастера изготавливали цилиндрические настольные часы с круглым балансом. Такой баланс, конечно же, был далек от современного регулятора, к конструкции которого в наибольшей степени приблизился все тот же Гюйгенс. Он присоединил к маховику спираль ную пружину, создав в 1674 году регулятор хода механических часов - баланс-спираль.
До появления винтов железные детали механизмов соединяли при помощи штифтов и клиньев. Заводная пружина представляла собой длинную и достаточно широкую стальную ленту. Она не могла работать без вспомогательного механизма выравнивания ее приводной силы. В качестве компенсатора крутящего момента заводной пружины использовали фузею (улитку), представлявшую собой латунный усеченный конус, на который наматывалась струна из кетгута (овечьих кишок) или плоская металлическая цепочка из 500 и более звеньев.
В XVIII веке портативные настольные часы приобретают стеклянные боковые стенки, сквозь которые хорошо проглядывалось устройство механизма, и изогнутые в форме лапок ножки. Деревянные, обтянутые кожей футляры со стеклянными окошками перед циферблатом (по которому двигались уже две стрелки - часовая и минутная, появившаяся с изобретением маятника) предназначались для использования их в дороге. Такие часы в шутку называют « черепашками ».
Классический тип дорожных, или каретных, часов сложился к концу XVIII века. Считается, что первым сконструировал каретные часы всемирно признанный мастер, гений часового дела Абрахам-Луи Бреге. Интересно, что каретные часы - пожалуй, единственный тип часов, на форму которых не повлияла изменчивая мода XIX века. Внешний вид их практически не менялся сто лет.

Каретные часы впервые были опро бованы военными в египетской кампании 1798 года по приказу Наполеона I, который и сам владел часами Бреге. Механизмы всех каретных часов Бреге безупречны и многофункциональны: здесь и четвертной бой , и репетир, и индикация лунных фаз, и устройство блокировки боя, и малая секундная стрелка. Традиционно корпуса « каретников » делались прямоугольными, с застекленными боковыми стенками, задней и передней дверками, а сверху крепилась латунная ручка для переноски. Латунные поверхности часов часто золотили и гравировали.

Консольные часы

Изобретение маятника привело к появлению так называемых консольных часов. Свое название они получили от французского слова console - пристенная полочка, на которую эти часы и ставили. Консоль, как и корпус таких часов, изготавливали из дерева, общей была и техника их обработки: художественная инкрустация, роспись и др. В конце XVII века придворный мебельщик Людовика XIV Анри Шарль Буль возродил технику инкрустации мебели с применением латуни и пластин из панциря черепахи. Эту технику использовали и в оформлении часов: создавали узоры и целые картины, покрывавшие деревянные корпуса.
К середине XVIII века строгие барочные часовые корпуса сменяются причудливо изогнутыми корпусами в стиле рококо с золоченым бронзовым убором в виде аллегорических накладок. Например, аллегория Истины представлена в образе сидящей женщины в античном платье с зеркалом в одной руке и книгой в другой, на развороте которой выгравировано по-латыни: « Истина одна ». Часы « буль » были очень дорогими, их делали только на заказ. В середине XIX века они опять стали модными. Появились изделия по моделям XVIII века, но дорогостоящие покрытия из черепашьего панциря заменили лаковыми имитациями, а шпиндельный ход - анкерным. Другим типом французских консольных часов последней четверти XVIII века были часы в деревянных раскрашенных корпусах с золоченым бронзовым убором в виде вазонов, венков, музыкальных инструментов.
Английские консольные часы совершенно не похожи на консольные французские. Их часто еще называют « часами в шкафных корпусах ». Это самые узнаваемые часы английского производства, делавшиеся с XVII до середины XIX века. Их деревянные корпуса, в основном дубовые, фанерованные ценными породами дерева - орехового, оливкового, эбенового, крас ного и других, - отличаются строгим видом.

По легенде, первым красное дерево, завезенное в Англию из колоний еще при королеве Елизавете I, применил английский мебельщик Томас Чиппендейл. Оно ценилось за прочность, постоянство формы, разнообразие окраски и стало излюбленным материалом для производства часовых корпусов, заменив использовавшуюся ранее ореховую древесину.
Декоративное убранство английских консольных часов, в отличие от французских, ограничивается неброскими литыми бронзовыми колонками по углам и шишечками сверху. Циферблатные платины английских консольных часов, с начала XVIII века приобретшие арочное завершение, украшали литыми бронзовыми накладками с ажурным узором в виде растительных завитков, дельфинов, вазонов и др.
Циферблатная шкала представляла собой латунное посеребренное кольцо с гравированными и заполненными специальной мастикой римскими цифрами часов и арабскими - минут, по которому двигались ажурные стрелки. Короткая часовая стрелка отличалась громоздким, сплетенным из разнообразных по толщине завитков завершением, минутная - более строгая, с острым копьевидным концом и небольшим узорочьем у центра. К началу XIX века стрелки консольных английских часов становятся проще, посеребренное кольцо сменяется эмалевым циферблатом. Задние платины часовых механизмов художественно гравировались. Со временем гравировки сменялись от « набивного », сплошного орнамента до невыразительного декоративного пояска по периметру платины.
Здесь же, на внешней стороне задней платины часового механизма, за которой располагался короткий маятник, так называемый « коровий хвост », ставил подпись часовой мастер, так же, как и на циферблате. Мастера, входившие в корпорацию лондонских часовщиков - CLOCK-MAKER COMPANY, организованную отцом английского часового дела Томасом Томпионом, обязаны были подписывать свою продукцию.
Особенного внимания заслуживают механизмы английских консольных часов , традиционно имевшие несколько функций. Практически всегда - численник, четвертной бой , репетир, устройство блокировки боя, часто - помимо перечисленного - секундную стрелку, календарь, указатель лунных фаз. Такие часы принято называть астрономическими. В 1770 входит в моду циферблат с календарем, заменившим простое окошко численника. Многие часы имели музыкальные программы.
В XVIII веке английские и французские консольные часы , уже маятниковые, делали, как и двести лет назад, со шпиндельным ходом, хотя еще в 1671 году английским часовщиком Клементом был изобретен ход, более подходящий для маятниковых часов, - анкерный.

Задать вопрос

Все товары, по тегам

Форма одежды
Протопоповский переулок, д 9с1, оф 313 Москва
8 (495) 946 91 15 info@forma-odezhda.ru