Доспехи «белые» и доспехи цветные…

До сих пор мы в основном вели речь о боевых свойствах рыцарских средневековых доспехов и лишь вскользь говорили об их художественной отделке. Настало время обратить внимание и на их эстетику и прежде всего на их цвет. Например, «белыми» рыцарские доспехи называли в том случае, если они представляли собой латы из кусков отполированной стали, из-за чего издали они выглядели «белыми». Рыцарство Европы шло к такому типу доспехов очень долго, зато их появление ознаменовало собой настоящую революцию в военном деле. Но главной причиной, вызвавшей их к жизни, стало, прежде всего, отсутствие традиции верховой стрельбы из лука.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Самый простой способ отделки готического доспеха заключался в декорировании полосками прорезной меди или латуни края каждой детали. Такие фестончатые полоски были достаточно просты в изготовлении, весили немного, но придавали доспеху изящный и нарядный вид.
Именно поэтому высокая подвижность в районе шейно-плечевого пояса рыцарям была не нужна, из-за чего на первом плане у них оказалась именно защищенность, а не мобильность. А вот на Востоке, где лук все время был главным оружием всадника, кольчужно-пластинчатые доспехи и шлемы с открытым лицом продолжали выделывать очень долго. Более того, это вооружение очень сильно отличалось от новых доспехов воинов Западной Европы.


Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Доспехи турецкого всадника XVI века из музея Топкапы в Стамбуле. Как видите, его вооружение отличалось от западноевропейского только тем, что давало ему возможность стрелять из лука. Небольшие пластинки было удобно декорировать таушировкой.
К. Блэр – известный британский историк и оружиевед, назвал время с 1410 и по 1500 год «великим периодом в истории рыцарского защитного вооружения», так как считал, что, хотя доспехи очень высокого качества мастера-оружейники производили и позднее, тем не менее, никогда более в своих изделиях они не соединяли такого высокого мастерства с пониманием самого материала, с которым теперь они в основном работали. Украшения в латах этой эпохи играли второстепенную роль, а основное внимание мастера уделяли совершенству их формы, вследствие чего людей в этих доспехах по справедливости стали называть «скульптурами из стали». Позднее, напротив, украшательство перешло всякую меру.
Ну, а началось все с того, что XI веке оружейники научились ковать шлемы из металлического листа. До этого шлемы были сегментными, хотя на Востоке эту технику мастерски применяли уже в течение многих столетий. Для этого лист железа нужной толщины в форме диска раскаляли докрасна и придавали чашеобразную форму ударами молота, и только потом обрабатывали уже начисто при помощи молотка, зубила и напильников. Позднее шлемы и вовсе стали штамповать, что повысило их прочность, удешевило производство и позволило добиться единообразия. Уже в XVI веке мастера-шлемники достигли такого уровня совершенства, что к концу этого века, а точнее уже к 1580 году, могли выковывать из одного листа металла не только, собственно, теменную часть шлема , но и гребень высотой до 12 см., что для ручной работы это прямо-таки фантастический результат. Также в начале XI века итальянские кузнецы научились выделывать из одного листа металла и круглые чеканные щиты-рондаши, только это говорит не столько об их мастерстве, сколько о том, что в то время размеры обрабатываемых железных изделий уже особого значения не имели. Во всяком случае, известно, что в XII веке производством цельнокованых шлемов был знаменит город Павия.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Осадный шлем , покрытый гравированными украшениями. Италия , ок. 1625. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
В этой связи такие английские историки, как Дэвид Эдж и Джон Падок, пришли к выводу, что таким образом к середине XV века сформировалось два центра (и две разные школы), производящих цельнометаллические доспехи: первый – на севере Италии, в Милане, и второй – на севере Германии, в Аугсбурге. Конечно, было множество разных локальных производств, которые ориентировались на тот или другой из этих центров, и копировавших популярные образцы.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Надгробная латунная пластина (брасс) Уильяма Багота и его жены Маргарет. Церковь св. Джона, Багинтон, Уорвикшир, 1407 г. Как видите, на усопшем типично рыцарские доспехи «переходного периода» – есть латные детали, но торс закрывает короткий геральдический джупон, поэтому не видно, что под ним. Зато отлично видна кольчужная бармица на шлеме.
Такой известный британский историк, как Д. Николь, в работе «Французская армия в Столетней войне» привел отрывок из сочинения неизвестного автора книги «Военные костюмы французов в 1446 г.», в котором дается следующее описание снаряжения тех лет. «Прежде всего,… готовясь к бою, облачались в полные белые доспехи. Говоря коротко, они состояли из кирасы, наплечников, больших наручей, доспехов для ног, боевых рукавиц, салада с забралом и небольшим подбородником, прикрывавшим только подбородок. Каждый воин был вооружен копьем и длинным легким мечом, острым кинжалом, подвешенным слева от седла, и булавой».

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Типичный рыцарь в готических доспехах. 1480-1490 гг. Ингольдштадт, Германия , Баварский военный музей.
Забавно, но в Англии в то время совсем не ощущали своей ущербности от того, что своих доспехов не делали. Отсутствие их производства, можно сказать, просто замечали, так как и самые знатные из британских лордов, и мелкопоместное дворянство – джентри тогда заказывали себе доспехи на континенте. Например, эффигия сэра Ричарда Бьючампа, графа Варвика, относящаяся к 1453 г., показывает его в итальянских латах самой «последней модели».

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Кольчужное полотно из плоских заклепанных колец.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Кольчужное полотно из плоских просеченных и круглых заклепанных колец.
Начиная с эпохи раннего средневековья, в среде оружейников очень важное место занимали кольчужники. Хотя кольчуги носили еще римские легионеры, производство этого вида доспехов в Западной Европе, по сути, создалось заново. Кольца для кольчуг в то время делали из кованой, сплющенной проволоки, кольца из которой соединялись холодной клепкой. В более поздних кольчугах XIV и XV веков одно из колец уже стали спаивать, а другое заклепывать, и по этому признаку их-то и различают. Позже все кольца только лишь заклепывали. Историк Вендален Бехайм, например, указывает, что тянутую проволоку для изготовления колец даже в XVI веке еще не применяли. Ну, а в 1570-х годах кольчуга уже окончательно перестала употребляться, и с ней навсегда исчезло и это некогда высокочтимое ранее ремесло. То есть совсем-то оно не исчезло, но прежняя массовость ушла навсегда.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Кольчужное полотно из круглых заклепанных колец диаметром 7 мм.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Кольчужное полотно из плоских заклепанных вороненых колец.
Поскольку речь у нас идет о «цветах» доспехов, нужно отметить, что кольчуги блестели «яко из леду», то есть тоже имели вид «белого металла», но далеко не везде. На Востоке было принято вплетать в них кольца из меди и создавать, таким образом, в кольчужной ткани прихотливые узоры. Трудно сказать, насколько это снижало их прочность, но так было, и такие кольчуги дошли до нашего времени и были также известны на Руси, где упоминались «пансыри кольчаты с медяным подзором». Известны были и кольчуги из вороненых колец.
И вот как раз отказ от кольчуги и вызвал к жизни поиск более совершенных форм защитных доспехов, пришедший на первую половину ХV в. Началось все опять-таки с совершенствования защиты для головы, то есть со шлемов. Появился шлем , называвшийся салле, саллет или салад (что более привычно для русскоязычного правописания), который был особенно популярен у оружейников Германии.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Саркофаг с надгробной эффигией испанского рыцаря дона Альваро де Кабреро Младшего из церкви Санта Мария де Белпуиг де Лас Авелланас в Лериде, Каталония. Шея рыцаря защищена стоячим металлическим воротником–горжетом, а ноги уже защищены латами. Очевидно также, что под одеждой у него приклепаны металлические пластинки, которые выдают головки заклепок. К сожалению, шлема на голове у него нет, и как он выглядел, неизвестно. Середина XIV в.
Д. Эдж и Д. Паддок называют год -1407, когда он появился, причем не где-нибудь, а в Италии, где назывался селата. И лишь потом через Францию, Бургундию, он добрался к 1420 г. до Германии, затем до Англии, а после стал очень популярен в Европе повсеместно.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Типичный немецкий саллет: вес 1950 г.; вес бевора-предличника 850 г. Оба предмета – новоделы: цена саллета $1550, бевора $680.
Германские шлемы имели назатыльник в форме вытянутого хвоста; у французов и итальянцев они больше напоминали своей формой колокол. И опять-таки и те, и другие не имели никаких украшений. Их главным «украшением» была сама полированная сталь . Лишь около 1490 года стал известен так называемый «черный сале» с предличником, который острым углом выступал вперед. Черным же его называли из-за своей окраски (почему-то их стали красить в черный цвет или это было воронение?), хотя такие шлемы очень часто обтягивали и просто цветными тканями. Как «цветной шлем» зрительно сочетался с блестящими «белыми доспехами», история умалчивает. Но «модники», носившие «такое», существовали. Причем шлемами этого типа пользовались и конные воины неблагородного происхождения, например, применявшиеся французами конные лучники, и не слишком богатые и знатные «рыцари одного щита», и даже… латники-пехотинцы.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Простейший итальянский салле, 1450-1470 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США .

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Вот это как раз и есть «черный саллет», причем рыцарский, с поднимающимся забралом. Германия или Австрия , 1505-1510 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США .

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Еще один «черный саллет», около. 1490-1500 гг. Так называемый «саллет из Ульма», причем, совсем не черный , и непонятно как сочетавшийся с «белыми доспехами». Южная Германия , Исторический музей, Вена.
Очень забавна история шлема бацинет или «бундхугель» («собачий шлем»). Сначала это был всего лишь дешевый подшлемник, похожий на ведро топхельм. Потом он стал вытягиваться вверх и одновременно опускаться на шею и виски.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Бацинет и забрало к нему, возможно Франция , ок. 1390-1400 гг. Филадельфильский музей искусств, Филадельфия, США.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Бацинет XIV века, новодел. 1.6-мм сталь . Королевский Арсенал в Лидсе, Англия.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Для сравнения германский бацинет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Все просто, функционально и никаких украшений!
Оставалось приделать к нему забрало, что в итоге и было сделано в том же XIV веке. Причем забрало не только поднималось, но и снималось с него целиком. За свою характерную форму шлем получил название «собачья морда», прежде всего в Германии. Он был очень функциональным и пришелся на период, когда доспехи еще никак не украшались. Поэтому его главным украшением была полировка, хотя, если верить роману Генрика Сенкевича «Крестоносцы», немецкие рыцари именно на эти шлемы крепили пышные султаны из павлиньих перьев.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Кадр из фильма «Крестоносцы». Как видите, шлемы на рыцарях похожи на реальные, но в остальном это чистая фантастика! Поленились поляки шить «чепчики» и вязать еще и кольчужные наголовья и бармицы. И к тому же сразу виден пластик! Кирасы и шлемы – типичный крашеный полистирол!

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Вот в кинофильме 2005 года «Жанна д’Арк» режиссера Люка Бессона доспехи в основном такие, как и должны быть, и шлемы там носят на голове с подшлемниками.
Кстати, в этом фильме 1960 года можно увидеть, что доспехи рыцарей воспроизведены внешне вроде бы и достоверно, но очень уж примитивно. И самое удивительное, что шлемы рыцари в нем носят на голове без кольчужного капюшона и бармицы, распущенной по плечам. А ведь, судя по эффигиям, последняя могла носиться даже с цельноковаными «белыми доспехами» как раз в 1410 году, и… можно себе представить насколько уязвимой была подобная защита для «цельнометаллического рыцаря». Вот почему, кстати, тот же бацинет вскоре превратился в «большой бацинет», который от обычного только тем и отличался, что при «собачьей морде» вместо кольчужной бармицы имел нашейник из металлических пластин, который крепился ремнями к кирасе!

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

«Большой бацинет» из Музея Армии в Париже. Ок. 1400-1420 гг.
Наиболее совершенным в этом плане стал шлем армэ, который также появился примерно в это же время, и у которого было поднимающееся забрало и… весьма сложная система соединения всех его частей в единое целое. Но эти шлемы как раз уже украшались чеканкой и нередко походили на все, что угодно, только не на сам шлем , а к «цвету» форма в данном случае имеет лишь косвенное отношение.

Доспехи «белые» и доспехи «цветные»…

Исключительно пышные доспехи Джорджа Клиффорда, третьего графа Камберленда (1558-1605). Тут даже все технологии отделки и не назовешь! Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Другое дело, что в сугубо металлических доспехах очень скоро ходить стало не модно и, видимо, даже неприлично – ситуация, повторившаяся в отношении цельнокольчужных доспехов XII в., обтягивавших фигуру воина словно перчатка. Но теперь и доспехи и, в особенности, шлемы стали обтягиваться дорогими тканями, нередко вышитых золотыми нитями и даже украшенных драгоценными камнями.

Итак, очевидно, что «голые доспехи» имели место быть, но прикрывать их тоже прикрывали, как это было и в прошлом, когда поверх кольчуги носили сюрко. Так, с белыми доспехами рыцари надавали плащ табар в виде короткой накидки без рукавов, доходившей до пояса, который часто покрывали геральдическими изображениями. Но нередко это была просто красивая и дорогая ткань.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Кадр из фильма Лоуренса Оливье «Ричард III»: как видите, Ричарду здесь «приделали» более достоверный «подбородник», но… совсем забыли о наплечниках и бесагю - «защитниках» подмышечных впадин.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Наш «советский» Ричард III из кинофильма «Черная стрела» (1985 г.) в этом плане сморится куда достовернее. Хотя без «пирамидок» на плечах вполне можно было бы и обойтись!
В Италии ношение этого плаща с доспехами настолько вошло в моду, что Антонио Пизанелло 1450 года на своем живописном полотне «Св. Георгий» изобразил святого не только в миланских доспехах с характерными массивными наплечниками, но и надел на него такой плащ , называвшийся джорния. В 1476 году такой плащ , надетый поверх доспехов, носил и герцог Карл Смелый, и в нем же он и погиб. Сегодня этот плащ , ставший добычей швейцарцев, выставлен в историческом музее города Берн, так что то, что относится к одежде в кинофильме «Тайны Бургундского двора», воспроизведено очень точно. Вот с некоторыми деталями доспехов почему-то вышла неувязка. Плащ этот изготовлен из красного атласа, причем с рукавами и буффами возле самых плеч, при этом сужающимися к запястьям. Д. Эдж и Д. Паддок считают, что, в общем-то, ничто не указывает, что этот плащ был предназначен для того, чтобы его носили вместе с доспехами, но зачем-то герцог его надел? Причем именно на доспехи!
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

«Св. Георгий и Св. Мария» картина кисти Антонио Пизанелло.
Интересно, что у Св. Георгия на картине Пизанелло джорния закрывает его доспехи до колен как спереди и сзади, но при этом их наплечники закреплены почему-то поверх не только плаща, но и рукавов, доходящих до локтя. Интересно, как это могло быть осуществлено в реальности? Ну, а еще святой изображен в шляпе, что несколько забавно на наш взгляд, но, видимо, вполне соответствовало веяниям того времени.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

«Максимилиановские доспехи» XIV в. Германия . Музей армии, Париж. Образец рационализма, вкуса и качества.
Известно, опять же, что такие методы, как чеканка и резьба по металлу для украшения доспехов использовались еще в архаической Греции. Но тогда работали с медью и бронзой. Теперь оружейникам приходилось украшать железо, а это было намного сложнее. Вот почему самым ранним способом украсить такие доспехи стало их… окрашивание! Причем, понятно, что проще всего покрасить их краской, но этот прием со временем посчитали примитивным и начали уже непосредственно окрашивать сам металл. Прежде всего, вернее, раньше всего оружейники овладели технологией синеватого воронения. При этом итальянские мастера достигли в нем такого искусства, что могли не только получить равномерную окраску даже на самых крупных изделиях, но и получить любой желаемый оттенок. Очень ценился фиолетовый и особенно красный (сангина) оттенок. Умели придавать железу и нарядный серый тон, которым отличались многие известные инкрустированные миланские доспехи. Известно черное воронение, которого добивались, обжигая изделия в горячей золе; ну, а коричневое воронение вошло в моду в Милане еще в 1530-е годы. То есть доспехи продолжали оставаться гладкими и без каких-либо узоров, но… «белыми» уже не являлись, а были «красными», «коричневыми», «черными» и «голубыми».
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Жанна д’Арк. Картина Питера П. Рубенса, 1620 г. Жанна изображена в вороненых доспехах.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

«Белые» готические доспехи. 1470-1480 гг. Немецкий национальный музей. Нюрнберг, Германия .
Затем уже в середине XV века итальянские мастера для украшения доспехов начали использовать гравировку, которую уже с 1580-х годов стали сочетать с золочением. Золотили как части доспехов, так и все доспехи целиком! Способ был очень прост, хотя и очень вреден. Золото растворялось в ртути, после чего вместе с разными присадками полученная «амальгама» наносилась на изделие, которое нагревалось на огне. Ртуть при этом испарялась, а золото очень прочно соединялось с металлом основы. Например, очень красивая и при этом прочная позолота видна на миланских доспехах работы мастера Фиджино, изготовленных в 1560-х годах.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Золоченые латы короля Карла I 1612 г. Королевский арсенал, Тауэр, Лондон.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Доспехи 1570 г. Королевский арсенал, Тауэр, Лондон. Украшены чеканкой и золочением.
В конце XV века придумали способ украшения доспехов, заключавшийся в их отделке окантовками, а также полосами и эмблемами, которые делали при помощи травления кислотой. Декоративный эффект зависит от того, было ли изображение на металле выпуклым, а фон заглубленным, или же наоборот. В первом случае мы видим изображение с очень плоским рельефом, а во втором – нечто похожее на гравюру по меди. Но просто травление применялось редко. Его сочетали с чернением и золочением. При использовании травления с чернением в получившиеся углубления втирали специальную «чернь» и едкие минеральные масла, после чего подвергали изделие прокаливанию. Масло при этом испарялось и «чернь» соединялась с металлом. В случае травления с золочением в углубления втирали амальгаму, после чего опять следовал нагрев с последующей обработкой изделия напильниками и полировкой.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Парадные доспехи XVI в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Украшены и травлением, и золочением.
Собственно, украшать таким чернением можно было и не только углубления, но и всю поверхность доспехов. Для этого используется «чернь», состоящая из смеси серебра, меди и свинца в пропорции 1:2:3, имеющая вид темно-серого сплава. Называют такое чернение «ниелло», ну, а его технология, как и многое другое, пришла в Европу с Востока. И, кстати, только на Востоке выделывались целиком украшенные чернением и шлемы, и панцири. В Европе эту технику использовали главным образом итальянцы; и уже в XVI веке ее использование сильно сократилось, уступив место более дешевому кузнечному воронению.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Парадные доспехи с кирасой, обтянутой тканью, с изображением герба их владельца. Принадлежали дону Санчо де Авила. Изготовлены в Германии в Аугсбурге в 1560 г. Филадельфийский музей искусств, Пенсильвания, Филадельфия.
Что касается травления, то этот способ был также очень прост и потому получил в Европе очень широкое распространение. Суть его заключалась в том, что на поверхность железа либо стали наносили специальную «пасту» из воска, битума и древесной смолы, после чего процарапывали на ней рисунок. «Царапки» при этом доходили до самого металла, а линии могли быть как очень тонкими (для этого пользовались иголками), так и довольно широкими. Затем вокруг рисунка делали бортик из воска и, получив таким образом подобие кюветы», лили в нее специальный «травитель». Обычно это была смесь уксусной и азотной кислот, а также спирта. Впрочем, «едучесть» состава была не очень-то и важна, поскольку в то время никто никуда особо не спешил. Важно было время удаления состава с поверхности изделия, чтобы он не проел металл насквозь. Затем «пасту» смывали, а получившийся рисунок подправляли штихелями либо травили еще раз, чтобы добиться «игры» рельефов.
В начале XVI века, когда многие немецкие доспехи воронились до черного и синего цвета, появился способ их украшения травлением по чернению. В этом случае вороненую поверхность покрывали горячим воском и, как и при обычной кислотном травлении, процарапывали на ней рисунок – таким образом, чтобы было видно металл. Стоило после этого окунуть изделие в крепкий винный уксус, как воронение сходило, и открывался белый полированный металл! После этого воск удалялся, а светлый рисунок на черном либо синем фоне оставался радовать глаз. Иногда его еще и выскабливали штихелями, причем эта техника применялась вплоть до XVII века.
Более безопасным, хотя и дорогим способом золочения был кузнечный способ, заключавшийся в том, что на раскаленную поверхность железного изделия накладывалась золотая фольга и разглаживалась полировником. Известны германские доспехи 1510-х годов из Аугсбурга, украшенные именно таким способом.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Доспехи 1510 г. Милан. Гравировка иглой и золочение. Вес 8987 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Очень древним способом отделки является инкрустация, таушировка или «насечка». В Италии эта техника распространилась в XVI веке как «lavoro all'Azzimina» либо «alla Gemina», причем оба эти понятия имеют арабские корни. Данная техника применялась на Западе еще в античное время, но позднее сохранялась у индийцев, а также у персов и арабов, которые именно так украшали шлемы и панцири из пластинок. От них это искусство перешло к испанцам и итальянцам. Уже в начале XVI века технология инкрустации по металлу с успехом применяют мастера Толедо, а также Флоренции и Милана, откуда оружие с инкрустацией расходилось по Европе. Суть способа хорошо известна и заключается в гравировке орнамента на металле, после чего в сделанные резцом углубления забиваются маленькие отрезки золотой или серебряной проволоки. Затем металлическое изделие, подвергающееся «насечке», нагревается, и инкрустация надежно соединяется с ее основой. Есть два вида такой инкрустации: плоская, заподлицо с поверхностью изделия, и рельефная, то есть выступающая над ней. Последняя, безусловно, намного сложнее, так как выступающие детали нуждаются в дополнительной обработке, тогда как плоскую инкрустацию вполне достаточно обработать напильником и заполировать. Кстати, после этого железо можно будет окрасить в серый или синий цвет, а вот на золото или серебро эта окраска не ляжет! Однако прием этот трудоемкий, а потому и очень дорогой, вот почему используется он на относительно небольших по своей площади поверхностях.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Чеканные парадные доспехи 1500-1600 гг. из Италии. Арсенал Хиггинса. Вустер, штат Массачусетс.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Рельефная «насечка» по металлу. Доспехи для пешего поединка принца Христиана I Саксонского. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Также во второй половине XV века появляется такой способ отделки доспехов, как чеканка по железу. Понятно, что ее опять же знали даже индейцы меднокаменного века в Америке. Но они чеканили по меди. Характерная же для железа твердость очень препятствует такому способу обработки. Но как только появились большие поверхности на доспехах, идея подвергнуть их чеканке овладела умами многих мастеров оружейного дела.
Трудность заключается в том, что в отличие от меди или серебра, железо для чеканки нужно нагревать. Грубую обработку всегда начинают с обратной стороны, выколачивая общую пластическую форму, а тонкую ведут и с лицевой, и с обратной стороны, из-за чего данная технология получила французское название «repoussé» - «противотолкание». Но потом технология стала общим достоянием европейских мастеров, так что чеканные работы известны и в Милане, и во Флоренции, и в Аугсбурге.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Парадно-строевые доспехи с круглым щитом-рондашем Фридриха Вильгельма I, герцога Сакс-Альтенбургского, Аугсбург 1590 г. Королевский Арсенал, Тауэр.
Существует и резьба по железу. Здесь работу ведут с помощью штихелей и резца. И эта техника также использовалась для декорирования доспехов и оружия. Италия была и здесь впереди других европейских стран и в XVI веке обогнала их все. Хотя в XVII веке появились французские и немецкие мастера, превзошедшие итальянцев по красоте своих изделий. Чеканка применялась в основном при изготовлении доспехов из листового металла, а резьбой по железу и другим металлам украшали рукояти мечей, шпаг и кинжалов, ружейные замки, стволы, стремена, конские мундштуки и т. д. Чеканка, как и резьба по железу, широко применялась мастерами из Милана, а также Флоренции, Венеции, а позже получила распространение в Аугсбурге и Мюнхене, причем сочеталась с инкрустацией и золочением. Испанские оружейники начала XVII века сочетали чеканку и резьбу с позолотой, причем мотивы их орнаментов не были слишком уж богаты, что указывает на начало упадка этого вида мастерства.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Кольчуга, даже когда ее перестали использовать в качестве цельного доспеха, долгое время продолжала использоваться вот в таких вот поддоспешных колетах, надевавшихся под цельнокованые латы. Все, что не прикрывали они – закрывала кольчуга и к тому же она не стесняла движений! Филадельфийский музей искусств, Пенсильвания, Филадельфия.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

А вот как это выглядит в кинофильме про Жанну д’Арк 2005 года. Как раз именно ранние кирасы состояли из двух деталей, как спереди, так и сзади, и они скреплялись ремнями. Бывало, носили только нижнюю часть, а верх был закрыт тканью или кольчугой.
Наконец, возможно самым роскошным видом украшения доспехов и одновременно самым ненужным является эмаль. Появилось эмальерное искусство еще в раннем средневековье и широко применялось в ювелирном деле, но вот у оружейников оно долгое время применения не находило. Впрочем, в раннем средневековье перегородчатая эмаль использовалась для отделки рукоятей мечей и деталей щитов. Позднее она пригодилась и для отделки эфесов шпаг, и на обкладки ножен, а производственными центрами таких были Лимож во Франции и Флоренция в Италии. Ну, а эмаль в XVII веке применялась, главным образом, в качестве украшения прикладов богато отделанных ружей, и на пороховницах.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…
Понятно, что менять доспехи было бы куда дороже, чем сменить верхнюю одежду. Так что вряд ли стоит удивляться тому, что рыцари очень часто надевали на них одежду. Причем делали они это и во времена, когда «белые доспехи» еще существовали и когда именно они стали главным защитным снаряжением рыцаря.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Битва при Куртре 1302 г. Миниатюра из «Хроники Франции Сен-Дени». Британская Библиотека. Как это можно видеть, сражающиеся уже не носят длинных сюрко, но поверх доспехов у всех надето что-то вроде куртки с рукавами, причем куртки явно стеганой. Полы не достигают колен.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

А это рисунок известного современного британского художника Грэхема Тюрнера. На нем рыцарь в сюрко 1290 года. Но тогда получается, что к моменту битвы при Куртре, которая произошла всего 12 лет спустя, «рыцарская мода» успела сильно измениться.
Но если мы для сравнения отмотаем «ленту истории» не вперед, а назад, в 1210 год, то опять-таки сможем увидеть, что собственно доспехи явно усовершенствовались, а вот сюрко и его покрой изменились не слишком сильно. Впрочем, одеяние 1290 года стало значительно более нарядным, что тоже несомненно.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Рыцарь 1210 г. Грэхэм Тюрнер.
В кинофильме «Черная стрела», где дело происходит во время войны Алой и Белой розы, люди сэра Дэниэла одеты в « куртки » гербовых цветов их сеньора, но что там под ними не видно. Кино – есть кино. Но несомненно, что существовала мода как на одежду, которую нужно было носить поверх доспехов, так мода на то, чтобы ее не… носить. Однако «голые» латы так же, как мы об этом уже узнали из двух предыдущих материалов, довольно часто закрывали одеждой. Так что, глядя на какие-то доспехи в музеях, сохранившиеся с тех пор, мы порой даже не подозреваем, что смотрим не совсем на то, что видели соратники и враги их владельца!
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Тевтонский рыцарь 1410 г. Грэхэм Тюрнер. Обращает на себя внимание наносник бреташ (1), крепившийся к шлему и к бармице. По идее, он защищал нос от соприкосновения с «большим шлемом», а когда шлем снимался,… просто защищал нос, не мешая, однако, смотреть по сторонам.
Кстати говоря, и сама мода иметь на одежде гербовые изображения никуда не ушла и после того, как то же сюрко, например, вышло из моды. Вроде бы все уже видели эффигию «Черного Принца» в его знаменитом джупоне с вышитыми на нем геральдическими лилиями и леопардами. Но была масса рыцарей и в Англии, и на «Континенте», которые носили такие же! Опять-таки, когда около 1410 года появились «белые доспехи» налатную одежду продолжали носить.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

«Грювальдская битва». Иллюстрация Ричарда Хука. А теперь вспомним, какой это год и посмотрим на одежду всадников. В «голых доспехах» не выступает ни один. Причем это не фантазия художника. Есть миниатюры того времени, этот рисунок подтверждающие.
Но вот прошло 100 лет, и что мы знаем об этом времени уже совершенно точно? Ну, например, что солдаты, в 1513 году отправленные из города Кентербери (Англия) служить на кораблях, поверх доспехов имели одежду, на груди и на спине у которой было вышито изображение корнуэлльской клуши. В 1522 году «военные люди» из Шрусбери несли на одежде эмблему – голову леопарда, а всадники из города Ковентри в 1542 году, посланные на шотландскую границу – почему-то вышитого на куртке слона. Понятно, что это были не рыцари, но что касается латников, одетых в доспехи, подобные рыцарским, то такие одежды в XVI веке для них были уже нормой.
Своего рода «униформой» стала не только одежда , но и элементы защитного вооружения, например, шлемы, которые стали производить в больших количествах и совершенно одинаковыми на вид. Одним из них стал, например, очень удобный для массовой фабрикации шлем барбют, что появился еще в конце XIV в. в Италии. Внешне он был очень похож на «коринфский шлем» классической Греции и имел такую же Т-образную прорезь на лицевой части для дыхания и обзора. Такие шлемы очень подошли пехотинцам и стрелкам, но применялись также и рыцарями. Например, им укомплектованы итальянские доспехи 1450 года из Галереи искусств в Глазго. Широко они распространились также в Венеции, где их носили и арбалетчики, и тяжеловооруженные венецианские пехотинцы, о чем рассказывается в книге Д. Николя «Венецианская империя. 1200-1670», которую он написал в соавторстве с художником и историком К. Ротеро.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Итальянский барбют XV в., обтянутый тканью и с чеканными украшениями. Интересно, так был обтянут только он сам, или же и какие-то детали доспехов в комплекте с ним тоже были обтянуты? Лондон. Аукцион Кристи.
Итальянские доспехи, как считают британские историки Д. Эдж и Д. Паддок, стали популярны в Англии во время войны Алой и Белой роз, что началась практически сразу после завершения Столетней войны. Пользоваться французскими доспехами было моветон, ну а итальянскими в самый раз. Но и английские оружейники – по своему происхождению главным образом итальянцы – добавили в них множество элементов характерных для германских доспехов. Так, например, «сердцевидные» отводы у наколенников справа и слева у них были намного меньше, чем на латах, привезенных непосредственно из Италии.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Рыцарь конца XV в. в черных вороненых латах итальянского образца. Шлем армэ (1), салад (2), барбют (4). Вот так «раскрывался» армэ для удобства одевания на голову. Типичный для того времени колющий меч (5). Бригандина (6). Сабатоны – рыцарская обувь (7). Различные виды поддоспешной одежды (8). Рис. Грэхэма Тюрнера.
Но итальянские мастера работали и в других странах Европы, не только в Англии. Многие уехали в Тур, Лион и Бордо, а в Испании работали в Бургосе и Севилье, где смешивались традиции арабской школы с европейской, тем более что многие из испанских оружейников принадлежали к морискам – крещеным маврам. Например, в Испании долго делали пластинчатую броню по типу бригандины. Испанские мастера создали шлем кабассет, ставший популярным и в Европе. Достижения одних мастеров в то время довольно быстро становились объектом подражания других, которые без стыда ставили на свои изделия клейма более известных оружейников, и, соответственно, так и возникало понятие моды и… «массовой культуры». В данном случае рыцарской!
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Типичный вамбрас (защита руки) с кутюром – налокотником, изготовленный из «белого металла». Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Например, наряду с общей тенденцией к совершенствованию доспехов, особенно быстро изменялась защита для рук. Рукавицы и перчатки из кольчуги стали делать из металлических пластин с гибкими сочленениями, что облегчило работу с оружием, а защищенность повысило. Появились перчатки с отдельными пластинками для каждого пальца, сплошной пластиной, защищавшей всю кисть и отдельным сочлененным прикрытием на большой палец, а еще перчатки смешанного типа. Интересно, что тенденция – больше деталей – дороже доспех не просматривается! Например, у доспеха испанского короля Фердинанда Арагонского (Фердинанда Католика), конца XV в. (в настоящее время его можно увидеть в Вене) именно такие латные рукавицы очень простого устройства.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Итальянские доспехи 1450 г. Шлем армэ в разобранном виде (1). У забрала вынимались шпильки на петлях, и оно снималось. Бевор или бувигер (подбородник) мог быть надет и поверх забрала и оплечий, и удерживаться сзади ремешка – все лишний слой железа! Для большей гибкости полдрон (наплечник) мог иметь приклепанные к нему пластины, заходившие одна на другую как черепица (4). Левый наплечник в итальянских доспехах всегда был больше правого (5). Чтобы, Боже упаси, в доспехах нигде не было открытых мест, на тех же вамбрасах использовались металлические пластинки «ламе» (6). Левый налокотник всегда был больше правого (7). Латная рукавица (8) обычно имела одну большую пластину, которая закрывала все пальцы. На правой пластин было две для большей гибкости. Кюис (9) или набедренник имел ряд деталей из кожи с отверстиями для ремешков, чтобы соединить его с дублетом. Грив (поножа) также имела ряды пластинок ламе и закреплялась на ноге крючками и ремешками. Итальянский салад 1450 г. (10). Итальянский салад с тканевой обтяжкой 1480 г. (11). Рис. Грэхэма Тюрнера.
Д. Николь в своей статье «Фердинанд Католик» в журнале «Милитари иллюстрейтд», опубликованной в 1992 году, отмечал это обстоятельство и писал, что, видимо, если сам король захотел иметь такие вот «рукавицы», нет оснований думать, что какие-то из латных перчаток тогда были совершеннее прочих. То есть совершеннее они были на наш взгляд. А тогдашние рыцари считали так, как… считали!
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Латная рукавица с кольчужной основой. Лондон. Аукцион Кристи.
В последние годы ХV века совершенствованием рыцарского вооружения озаботился император Максимилиан I (1493-1519), создавший в итоге латы с желобками на поверхности, названных «максимилиановскими». Они использовались и в следующем – XVI веке, но никогда не были рыцарской «униформой» из-за своей баснословной дороговизны.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Совершенно гладкий армэ. Франция , начало XVI в. Вес 2950 г. Очень функционально и красиво. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
И хотя эти доспехи считаются одними из самых совершенных, оплачивалось это совершенство слишком дорогой ценой, поскольку они были очень нетехнологичны, а потому и очень дороги.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Бахтерец. Польша , ок. 1560 г. Национальный музей в Кракове.
Интересно, что когда в XV веке появилась еще и цельнокованая броня из больших металлических пластин для лошадей, то она также оказалась прямым развитием той же бригандины, но только лишь конской, аналогичной доспехам турецких сипахи. Так, в 1445 году герцог Бургундии Филипп Добрый заказал себе конский доспех, указав: «сделать по типу бригандины». Но прогресс вооружения шел в те годы так стремительно, что уже в 1450 году мастером Пьером Инносензо да Фаерно из Милана был изготовлен вполне совершенный доспех для коня, состоявший целиком из больших цельнокованых металлических пластин, защищавших его со всех сторон, кроме разве что ног. Это один из наиболее ранних доспехов такого типа, дошедший до наших дней, и, судя по тому, как он сделан, технология его изготовления к этому времени была полностью отработана!
Очевидно, что и «белые», и «цветные» доспехи из цельнокованых пластин, и конская броня появились именно потому, что могли защитить и самого всадника, и также его коня от усовершенствовавшегося метательного оружия, роль которого постоянно росла. Например, в 1465 году во время битвы при Монтлери 38400 стрел было выпущено всего лишь за один день! За один! Осада Вилли продолжалась меньше месяца, и за это время было израсходовано 10200 стрел и еще 1500 арбалетных болтов, тогда как во время осады Динанта, продолжавшейся неделю, армия бургундцев выпустила по противнику 27840 стрел, и вдобавок 1780 болтов, что говорит о впечатляющих масштабах их применения и о хорошо отработанном процессе их производства, принявшем просто промышленные масштабы! Дэвид Николь писал, в частности, что для выпуска 100000 арбалетных стрел требовалось десять сухих березовых стволов и около 250 кг железа. И ведь их надо было срубить, доставить, распилить, отковать для них наконечники и… надергать перьев из гусей!
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Даже у ландскнехтов можно было встретить кирасы, покрытые реалистически выполненной гравировкой. Доспехи ландскнехта ок. 1510-1520 гг. Мастер Кольман Хельмшмидт. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Но если данные о количествах израсходованных стрел сегодня хорошо известны, то вот вопрос о времени начала применения очень мощных арбалетов со стальным луком (в свою очередь ставших ответом на «белые доспехи») все еще остается спорным, хотя предполагается, они могли быть использованы в боях уже в 1370 году. Лук из стали сделал арбалет компактнее, и дал возможность уменьшить длину натяжения тетивы всего лишь до 10-15 см. Тем не менее заряжать его, как и прежде, было делом медленным, да еще и конструкция его усложнилась. Раннее стремя, «козья нога», ручной блок с натяжным крюком и двойной заводной рукояткой – все это было проще, чем так называемая «вертушка» или «нюрнбергский вороток». Так что очевидно, что практически вслед за «белыми» доспехами, а затем и «цветными» тут же появилось и более мощное дальнобойное оружие. И само декорирование лишь подчеркивало высокое качество самих доспехов – мол, они не только внешне эффектны, но и хорошо защищают. Хотя были уже и сугубо парадные латы, исключительно для красоты.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Кайма кирасы ландскнехта из Метрополитен-музея
Чтобы стрелять по гладким металлическим доспехам, нужны были и новые наконечники для стрел. Так, наконечники, имеющие листовидную форму, вполне отвечавшие своему предназначению в ХII веке и даже в середине ХIII века, использовали теперь разве что только на охоте. Только на кораблях стрелки все еще использовали луновидные лезвия, но только из-за того, что они позволяли перерубать на кораблях снасти. В ХIV – ХV вв. главным стал шилообразный наконечник, дополненный тремя-четырьмя лопастями, способный пробивать металлические доспехи. Английский историк Майкл Николас о них писал, что они специально не закреплялись прочно на древке стрелы и, попав в цель, обычно оставались в ране. Он ссылается на данные современных экспериментов, которые подтвердили, что эффект от попадания таких стрел на расстоянии прямого выстрела был весьма значительным. Но при стрельбе на большом расстоянии стрелы падали на всадников сверху и под углом, поэтому рыцарю стоило лишь немного наклонить торс вперед, чтобы они просто отскакивали и от его шлема , и от наплечников доспехов. Другое дело, что при таком «дожде из стрел» уязвимыми оказывались голова, шея и круп коня, вот почему их тоже стали защищать броней из пластин.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Типичный рыцарь войны Алой и Белой розы. Большой бацинет с бувигером (подбородником) и «ожерельем» (1). Забрало с множеством отверстий для дыхания (2). Ожерелье Ланкастеров (3). Рыцарский пояс, украшенный драгоценными камнями, на котором висят меч и кинжал-рондель (4). Меч с надгробья Генриха V (5). Латная перчатка с пальцами (6). Шпора с колесиком звездочкой (7). Мода первой четверти XV века (8,9,10). Рис. Грэхэма Тюрнера.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Кираса от «белых доспехов» с копейным крюком («ланс-рест»). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Опыт Столетней войны показал, что коня невозможно заставить бежать на колья, за которыми имели обыкновение прятаться английские лучники, тогда как стрелы последних, хотя особого вреда всадникам и не причиняли, но наносили множественные и серьезные ранения их лошадям. Они падали, шарахались в разные стороны, упирались и не слушались всадников, просто обезумевали от боли и… разрушали плотные рыцарские построения, превращая их в совершенно неуправляемую свалку. Например, в битве при Креси раненые кони просто ложились на землю – вполне естественная реакция для истекающего кровью животного, которое не в силах больше бежать. Ну, а если строй конницы оказывался нарушен, а многие всадники спешены или вообще лежали на земле, то преимущество явным образом переходило к пехоте противника – более легкой и маневренной, которая именно в такой ситуации обладала перевесом над рыцарями!
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Рыцарь 1525 г. Рисунок выполнен по реально существующему доспеху 1527 г., изготовленному, скорее всего, для Генриха VIII в Гринвиче. Шлем с фланцевым воротником, благодаря которому он поворачивается вместе с головой. Диск сзади, скорее всего, закрывал застежку ремня подбородника (1). Вид на доспех изнутри спереди (2). Типичный гринвичский полдрон из пластинок ламе, приклепанных к кожаным ремням, находящимся внутри (3). Деталь доспеха 1540 г.: грангарда – дополнительная пластина для левой стороны груди, пасгарда – для локтя и манифер – закрывающий предплечье и запястье. Соединение манифера и латной рукавицы закрыто диском (4). Турнирная рукавица «с запором», не позволявшая потерять оружие (5). Шлем армэ с забралом типа «воробьиный клюв» (6). Меч с кольцами для пальцев (7). Одежда этого времени: длинная рубаха и дублет со штанами, привязывающиеся к нему шнурками (8,9). Сабатон типа «медвежья лапа» (10). Рис. Грэхема Тюрнера.
Был задан и традиционный вопрос, «а откуда что узнали»? Так вот сегодня современные методы исследования позволяют нам выяснить не только то, как отделывали доспехи и какие применяли для этого технологии, но и пойти намного дальше, узнать особенности технологических приемов их выделки и, конечно, более точные датировки. Такую задачу поставили перед собой два британских историка Алан Вильямс и Энтони де Рейк, подготовившие очень интересное исследование: «Королевский Арсенал в Гринвиче 1515-1649: история его технологий», которое дополнило работу К. Блэра, написанную им ранее. На сегодня это единственная работа подобного уровня, основанная на изучении доспехов эпохи Ренессанса при помощи методов металлографического анализа. Всего было исследовано более 60 образцов доспехов, что открыло много новых и ранее неизвестных фактов относительно технологии их изготовления. В книге 180 черно-белых рисунков и фотографий, а также четыре цветные иллюстрации.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Доспехи ландскнехта ок. 1510-1520 гг. Мастер Кольман Хельмшмидт. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Поразить рыцаря в «белых латах» можно было не только стрелой, но и мечом. Хорошо известно, что в 1300-1500 гг. у средневековых западноевропейских мечей поменялась не только форма клинка, но и рукояти и навершия. Рукояти, например, за время между 1410 и 1440 гг. приобрели, ставшую для них характерной, бутылочную форму, а навершия делались традиционной формы в виде двояковыпуклого диска. В то же время появились и новые, ранее не существовавшие виды наверший: «пробка от графина», «рыбий хвост», «груша» и т. д.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

«Меч в полторы руки» 1400 г. Длина клинка 95.8 см. Общая длина 120 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Перекрестия стали тоньше, но длиннее, и получили характерный изгиб от рукояти в сторону клинка, хотя прямые перекрестия также использовались. У некоторых мечей в первой половине ХV века со стороны клинка у перекрестия появилось кольцо, в которое просовывался указательный палец. Затем к одному кольцу прибавили и второе, чтобы не думать, какой стороной браться за меч в горячке боя.
Мечи ХVI века, по мнению Э. Окшотта, следует подразделять на три основные вида. Первые – это колющие и также рубящие мечи, имеющие простую рукоять для одной руки, которые носились непосредственно на поясе. Затем следует назвать «мечи в полторы руки», известные также и как седельные, так как возили их у седла и, в последнюю очередь, это легендарные двуручные мечи, использовавшиеся отнюдь не рыцарями, а пехотой швейцарских конфедератов и германских ландскнехтов. Средний вес обычного меча в Х и ХV вв. достигал 1,3 кг; а в ХVI в. он уменьшился до 900 г. Зато мечи-бастарды (мечи «в полторы руки») могли иметь вес порядка 1,5-1,8 кг, а вот вес двуручных мечей редко превышал 3 кг. Последние достигли своего расцвета между 1500-1600 гг., но были именно пехотным оружием.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Меч типа XI по Э. Оакшотту. Типичный колюще-рубящий меч. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Меч XV века с рукоятью бутылочной формы. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Двуручный меч 1520-1530 гг. Длина клинка 132 см. Общая длина 180 см. Фигура германского ландскнехта 1510-1540 гг. Музей Берна. Швейцария .
Интересно, что, наблюдая за тем, как развивается огнестрельное оружие, некоторые люди оказались настолько изобретательными, что посчитали возможным объединить его даже с рыцарским мечом. В знаменитой коллекции Королевского Арсенала в Тауэре есть, например, седельный меч (или еще одно его название – эсток) с рукоятью, представляющую собой ружейный ствол. Навершие у нее снималось, а пороховой заряд внутри поджигался вручную с помощи фитиля через отверстие у рукояти, закрытое сдвижной крышкой. Трудно сказать, как этот меч мог быть использован в бою, и заказал ли его кому-то из оружейников сам Генрих VIII – как известно, большой любитель всяческих оружейных диковинок, или один из мастеров придумал «это» в угоду монарху, но само существование благородного меча, объединенного с «оружием дьявола», свидетельствует об изменении отношения к этой рыцарской святыни. Ведь даже сам Байяр, признанный за образец для средневекового рыцарства, приказывал вешать каждого, кто попадал к нему в руки с аркебузой в руках, а здесь в королевском Тауэре мы видим столь «нечестивое» оружие в арсенале у самого короля!
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Св. Юстас с изображения на алтаре Альбрехта Дюрера, 1500 г. Перед нами типичный ландскнехт.
Кстати, именно в это же время доспехи конницы рейтаров стали окрашивать в черный цвет обыкновенной краской, которая в сочленениях стиралась до блеска. Даже воронить их уже не было ни сил, ни возможностей, да и зачем? Ведь время гордых рыцарей уходило в прошлое прямо на глазах у современников этого процесса.
Доспехи «белые» и доспехи цветные…

Рейтарские латы конца XVI в. Музей Хиггинса. Вустер, штат Массачусетс, США.
Задать вопрос
Форма одежды
Протопоповский переулок, д 9с1, оф 313 Москва
8 (495) 946 91 15 info@forma-odezhda.ru