Часы Амфибия

Часы были разработаны в 1967 году Михаилом Фёдоровичем Новиковым и Верой Фёдоровной Беловой. Название выбрали в честь амфибии — существа, комфортно чувствующего себя и в воде, и на суше. По заказу ВМФ СССРзаводом « Восток » стала выпускаться военная модификация часов « Амфибия » - НВЧ-30 с глубиной погружения 300 м, которые успешно прошли испытания во время учений флота на Северном море. В 1975 году часы « Амфибия » побывали в космосе в первой экспедиции на космическую станцию « Салют-4 » на космическим корабле « Союз -17 ». Часы входили в состав экипировки бортинженера станции Георгия Михайловича Гречко. Полет продолжался 29 суток..

Технические характеристики

Часы « Восток-Амфибия », крышка.
Часы « Восток-Амфибия » с одинарным календарём.

Часы « Амфибия » выпускаются с несколькими типами механизмов: без календаря, с календарём, с автоподзаводом. Стрелки и метки на циферблате светящиеся, на ранних моделях — постоянная тритиевая подсветка, поздние модели — непродолжительное люминесцентное свечение после предварительной засветки. В некоторых современных моделях для подсветки используют трубки с тритием.

Корпус изготовлен из нержавеющей стали. Все часы Амфибия противоударные, встречаются в антимагнитном исполнении (циферблат и внутренняя крышка из немагнитного металла, заводной вал из бериллиевой бронзы). Максимальная глубина погружения в воду не более 200 м, то есть способны выдержать внешнее давление до 20 атмосфер. У женских моделей « Амфибий » корпус из часовой латуни, покрытой хромом, максимальное внешнее давление только 10 атм. Также выпускались и продолжают выпускаться специализированные серии « Амфибий » — « Альбатрос », « Радиорубка », « Нептун », « Бриз », « Турбина » и пр.

Часы Amfibia испытывались и менее экзотическими, но не менее наглядными способами. Их переезжали большегрузными автомобилями, по ним стучали молотком, но часы Amfibia продолжали показывать точное время. Точность работы часов Amfibia во многом обязана механизму Восток, а надежность противоударному устройству узла баланса - сердцу механических часов.

Организованный в 1942 году, Чистопольский часовой завод « Восток » продолжает неуклонно следовать традициям - все модели механизмов имеют так называемую швейцарскую систему анкерного спуска, стальные анкерные колеса и вилки, опору на рубиновых камнях, заводную часовую пружину из специальных прецизионных сплавов. Собрав все лучшее из мирового опыта часового производства, Чистопольский часовой завод « Восток » производит продукцию, которую по праву можно называть настоящими русскими часами.

Созданная для любителей спортивного образа жизни и активных видов отдыха, свободных и открытых людей, новая коллекция часов Amfibia, состоящая из пяти моделей, это подтверждает.

Корпуса, выдерживающие погружение на глубину до 200 м, и браслеты изготовлены из нержавеющей стали. Минеральное стекло-линза, светящиеся стрелки, часовая разметка циферблата и стартовая точка вращающегося безеля обеспечивают точную и наглядную индикацию.

Высокотехнологичные полиуретановые ремешки или ремешки из натуральной кожи плавно и надежно огибают запястье. Механизм 24 калибра « Восток » 2416Б с автоподзаводом и календарем мгновенного действия проходит двойной контроль сборки и испытаний.

Амфибия


История одного наезда

"...10 ...7 ...5. Неумолимо, метр за метром, движется колесо машины. Затаив дыхание, застыли люди. Что же будет? ...Три ...метр и, наконец, произошло то, чего с таким любопытством ожидал собравшийся здесь народ: колесо "Волги" переехало... часы ."
Так в 1967 году газеты описывали демонстрацию возможностей "Амфибии" - первых советских водонепроницаемых часов. Сегодня о рождении и особенностях этой модели рассказывают ее создатели, Михаил Федорович Новиков и Вера Федоровна Белова .

Создатели Амфибии - Новиков Ф.М. и Белова В.Ф.

Новиков М. Ф.

Задача стояла так: разработать часы , не уступающие зарубежным аналогам и обеспечивающие надежную работу на глубине до 200 метров, в условиях значительных перепадов давления и температуры.
Я в то время был начальником Бюро новых разработок, и работать над "Амфибией" пришлось в основном мне. Само название придумал кто-то из наших сотрудников. Проводился своеобразный конкурс на имя для новых часов, и было выбрано вот это, символизирующее существо, одинаково комфортно чувствующее себя и в воде, и на суше.
В то время в Швейцарии водонепроницаемых часов различных конструкций было множество. Казалось бы, что велосипед изобретать: бери и копируй. Но многие конструкции мы не могли повторить, так как наше оборудование не позволяло обеспечить необходимую точность. К тому же почти все конструкции были защищены патентами, и копировать их было нельзя. Вопрос о приобретении патента даже не стоял - на моей памяти в СССР принципиально не было ни одной попытки купить патент или лицензию. Свои разработки мы патентовали, защищали, "их" патента не покупали.
Патенты на водонепроницаемые часы , так называемый 43-й класс, я тогда изучил очень тщательно. А вот истории про итальянские и прочие часы для подводников узнал и начал собирать уже позднее, когда работа над "Амфибией" была завершена.
Наша задача была не столько в том, чтобы найти техническое решение, сколько в том, чтобы найти такое же эффективное решение, как и за рубежом (если удастся - лучше), но патентно чистое. И мы разработали собственную конструкцию, которую могли изготовить и которая не повторяла чью-либо чужую. Конечно, при этом было рассмотрено много вариантов герметизации, мы сравнивали их по эффективности герметизации и по стоимости.
А наезжающая на часы машина -просто наглядная демонстрация прочности часов, не имеющая ничего общего с настоящими испытаниями. Давление, которое испытывают часы на максимальной глубине, в несколько раз больше давления шины на дорогу, но механическое давление и давление в жидкости действуют по-разному, и сравнивать их нельзя.

Работа над новым корпусом начиналась вот с таких эскизов, на которых во всех деталях прорабатывались будущие часы

"Все не так, ребята..."

Новиков М. Ф.

На первый взгляд, "Амфибия" почти не отличается от обычных часов. Но на самом деле почти все элементы корпуса здесь особые, и с каждым из них пришлось немало повозиться.
Возьмем стекло: это почти не заметно, но оно имеет специальный профиль. Ведь стекло испытывает давление 20 кг/см', это очень много, в несколько раз больше давления автомобильной шины на дорогу. При таком давлении стекло прогибается на 0,5 мм. Прогибаясь, немного расплющиваясь, оно должно дополнительно герметизировать корпус и не касаться при этом секундной стрелки. Рассчитать изгиб сложно даже для плоского стекла, а для такого, как у "Амфибии" - тем более.

Белова В.Ф.

 Так выглядела первая Амфибия

Стекло у "Амфибии" толще обычного: если на "Командирских" -2 мм, то на Амфибии -3 мм. Но дело не только в толщине и конфигурации: оно и изготавливается по специальной технологии. В отличие от обычного, его не просто отливают из пластмассы, а еще и обтачивают. Чтобы обеспечить герметичность при большом давлении, необходима очень высокая точность по диаметру и недопустимы даже малейшие царапинки на контуре. Чтобы добиться всего этого, стекло особым образом шлифуют.

Новиков М. Ф.

Казалось бы, что может быть проще резиновой прокладки? Иногда говорят: поставили бы от водопроводного крана. Но к прокладкам в "Амфибии" требования гораздо жестче. Ведь в часах толщина прокладки - 0,5 мм в обычных и около 0,75 мм - в "Амфибии" . Под давлением 20 атм прокладка сжимается на 20-30%. Если резинку от крана сжать на 30%, она обратно не распрямится, остаточная деформация слишком велика. А у нас прокладка должна полностью восстанавливать исходную форму. Добавьте сюда перепады температуры, и вы поймете нею i ложность проблемы. Чтобы обеспечить заданные параметры, приходилось разрабатывать не то что детали - материалы, из которых они изготовлены. Для достижения необходимых характеристик прокладок одно время мы даже пробовали обрабатывать их ионным методом, по технологии, используемой в космической технике.

Амфибия

Белова В.Ф.

Резину мы подбирали очень долго. Чтобы не было течи, резина должна быть гладкая, без пор. Для простых часов мы ставили прокладки из обычной резины, с Казанского завода резинотехнических изделий. Они хороши для малых давлений, но не выдерживают больших. Поэтому для "Амфибии" прокладки делали сами, на заводе, спекая их из сырой резины, а потом вырубая.

Новиков М. Ф.

Были проблемы и с другими материалами. В "Амфибии" корпус впервые был сделан не из латуни, а из нержавеющей стали. Стальной корпус лучше: он прочнее, долговечнее обычного, и к тому же обладает антиаллергенными свойствами.
Традиционно корпус изготавливается так: из латунной ленты на специальном прессе вырубается за готовка корпуса, которая потом обтачивается, растачивается, шлифуется и т.д. Но сталь , из которой сделан корпус "Амфибии" , намного жестче латуни. И очень долго мы не могли вырубить заготовку нужной формы: обламывались ушки, к которым крепится ремешок. Поэтому первые корпуса были с "культяшками" вместо привычных ушек. Потом пробовали вырубать корпус не за один, а за 12 проходов, на каждом этапе форма пресса все больше приближалась к форме корпуса. Но и это получилось не сразу.
Кстати о стали, из которой изготавливают корпуса. Когда разрабатывалась "Амфибии" , ни такой марки, ни тем более ленты нужного профиля в стране не выпускалось. И нам пришлось добиваться внесения новой позиции в ГОСТ.

Белова В.Ф.

В корпусе изменения коснулись не только материала. На "Амфибии" впервые были использованы завинчивающаяся головка и диск времени. Если перед погружением установить "О" диска против минутной стрелки, то потом по цифрам на диске можно будет определить время нахождения под водой. Только в 90-х годах эти элементы появились на "Командирских" . Задняя крышка тоже была особенной: вместо 0,5 мм, как на обычных часах, она имела толщину 1 мм. Даже гайка, которая держит крышку, была усилена.

Новиков М. Ф.

После создания "Амфибии" по нашему предложению был изменен международный стандарт на часы для подводного плавания. В него был включен пункт о том, что если под водой перпендикулярно к головке или кнопкам часов приложить усилие, то они не должны пропустить влагу. Конечно, "Амфибия" этому требованию удовлетворяла.

Амфибия

"Но наш бронепоезд..."

Новиков М. Ф.

Выпускалась и военная модификация "Амфибии" - НВЧ-30. Когда моряки пришли в НИИЧАСПРОМ с заказом на часы для водолазов, им сказали, что в Чистополе уже выпускают похожую модель. Чтобы обеспечить требуемую флоту герметичность до 30 атм, нам пришлось модифицировать серийную "Амфибию" . НВЧ-30 отличались конфигурацией стекла, более толстой крышкой.

Амфибия

Белова В.Ф.

Эти часы испытывали по очень жесткой программе. Даже ремешок па прочность проверяли. Кстати, крепление у ремешка на НВЧ-30 тоже было свое, немного странное виду, но очень прочное.

Новиков М. Ф.

Основная часть испытаний проводилась в НИИЧАСПРОМе, а приемо-сдаточные проходили во время учений флота на Северном море. Кстати, на них репетировали что-то похожее на спасение экипажа "Курска". Подводная лодка (тогда, правда, дизельная) легла на дно на глубине 120-130 метров, имитируя аварию. Были два спасательных корабля, колоссальный плавучий кран "Карпаты", водолазные колокола, камеры декомпрессии, бригада водолазов. Не знаю, куда это все делось сейчас. Схема работы такова. Колокол спускается с корабля, устанавливается на специальную стыковочную площадку на лодке, прижимается к ней за счет давления. Из лодки в колокол переходят люди, их поднимают наверх в декомпрессионную камеру. На тех учениях поднимали одну группу моряков из шести человек. Наши часы были у водолазов, которые работали на глубине. И испытания, и учения прошли хорошо.
На этих испытаниях часы проверяли на предельных глубинах - более 100 метров, хотя реально они предназначались для других целей. У водолазов-глубоководников постоянная радиосвязь с кораблем, да и в их тяжелом снаряжении на такой глубине просто неудобно смотреть на часы . А для аквалангистов, боевых пловцов наши НВЧ-30 были незаменимы.

Амфибия

Задать вопрос
Читайте также
Всемирная глобализация двадцать первого века никого не обходит стороной. Одни учатся за границей, другие покупают товары через всемирную паутину, третьи путешествуют по всему миру, летают на дельтапланах, прыгают с невероятных высот на тарзанке или покоряют неизведанные доселе морские глубины. Наши возможности постепенно возрастают, жизнь становится все разнообразнее и интереснее, все становится мобильным, интерактивным, сверхскоростным и ультрамодным. Но о надежности никто не забывает, в погоне
 
История создания часов Амфибия тесно связана с историей морского спецназа СССР. В октябре 1955 года на крейсере Орджоникидзе в Великобританию прибыли тогдашние руководители СССР Хрущёв и Булганин, для проведения переговоров с премьер-министром. В порту Портсмут советский крейсер Орджоникидзе вызывал пристальное внимание Британских военно-морских специалистов, тем, что был способен развивать скорость до 35 узлов. Считалось, что этому способствовала особая конструкция винтов крейсера. Боевой
 
Наручные часы Амфибия Чистопольского завода Восток вошли в историю как первые в Советском Союзе, выдерживающие давление на глубине до 200 метров. Изготовленные на базе наградных Командирских , первые модели Амфибии увидели свет в 1967 году. Так же, как и в случае с Командирскими , история водоплавающих часов началась со специального заказа Министерства обороны СССР. Была поставлена задача разработать часы с высокой защитой механизма от воды, способных работать
 
Называются, как земноводные, но прославились, как водно-воздушные. В объективе внимания часы Восток Амфибия . В 1967-ом их начал выпускать польский завод. Его мастерам удалось создать модели с солидной защитой от воды в 20 атмосфер. Показатель позволяет погружаться на 200 метров. Часы тут же прошли проверку. Эксперимент провели во время учений водолазов на Северном флоте. Специалистам выдали часы-амфибии и дали задание ремонтировать лодку на глубине 130-ти метров. На работы
 

Все товары, по тегам

Форма одежды
Протопоповский переулок, д 9с1, оф 313 Москва
8 (495) 946 91 15 info@forma-odezhda.ru